Новости

«Живём хорошо – дорога плохая». Что приходит на смену нарьян-марскому зимнику. Часть II

Артемий Позаненко и Георгий Сталинов о нарьян-марском зимнике, часть II

Продолжение. Начало здесь.

– Россия для вас где начинается, в Усть-Цильме?

 Россия начинается у нас, где у нас зимник заканчивается.

Северная взаимовыручка и феномен отбойников

Идти нужно было около десяти километров, но сколько мы ни голосовали, никто не подбирал. Лишь последние полтора километра проехали на попутном самосвале. В большом кармане перед началом дороги на город стояло машин 10-12, в том числе два «Камаза». Путь всем загораживал красный самосвал, вставший наискосок между первыми отбойниками. Пропускал, отъезжая в сторону, только грузовики дорожников, проезжавшие в обоих направлениях. Водитель красного самосвала сказал, что, может быть, поедет вахтовка с рабочими до одного из двух городков дорожников на середине дороги. Мы попросили передать им, чтобы они нас подхватили, и пошли в сторону Нарьян-Мара пешком. Он не стал нас ни отговаривать, ни расспрашивать.

Тут же наглядно предстал перед нами феномен отбойников. Казалось, что они расставлены без какой-либо закономерности, не на склонах и поворотах, а просто где придётся. Между отбойниками везде сугробы высотой 70-80 сантиметров, в которых снегоуборочной техникой прорыт тоннель шириной в одну полосу. Как только заканчиваются отбойники, заканчиваются и сугробы – на дороге никаких намётов, потому что она поднята над тундрой, и с неё всё сдувает...

...Через два с половиной часа мы с пригорка увидели догоняющие нас огни: шла колонна пропущенных на город машин. Первая же нас подобрала. Добавим, забегая вперёд, что и на обратном пути, когда мы стояли на противоположном конце дороги, рядом с нами останавливались все, даже если не могли нас посадить (в таком случае они подробно объясняли, почему у них сейчас нет возможности нас взять). Это резко контрастировало с тем, как нас игнорировал любой попутный транспорт, когда мы пешком передвигались по Харьяге. Другое разительное отличие: по этой дороге, особенно в условиях непогоды и неблагоприятных дорожных условий, все в целях безопасности едут колонной. Это всеми соблюдаемое негласное правило. До самого конца, т.е. до поворота на всесезонную дорогу Нарьян-Мар – Красное, мы так и ехали колонной. Когда одна из машин завязла, все остановились и либо помогали откапываться, либо просто ждали. В другой раз, когда едущая впереди машина остановилась, вновь никто не проехал мимо. Все водители вышли и пошли узнавать, в чём дело. Оказалось, что пришло время перекура и санитарной остановки. Пока все свои дела не справили, никто дальше не поехал. На одной из таких остановок мы легко пересели в другую машину, потому что наши первые попутчики ехали в Красное, а нам нужно было в Нарьян-Мар. Если кто-то всё же едет один, и у него возникли проблемы, все останавливаются и пытаются помочь.

Полностью можно прочитать здесь.

Фото: Георгий Сталинов

Вам может быть интересно: