Новости

Завершен первый этап проекта: «Малая авиация за Полярным кругом и на Дальнем Востоке»

Первый этап проекта был посвящен изучению исторических аспектов развития отрасли.

Был проведен анализ научной литературы, монографий, историко-культурных и правовых документов разных периодов и учебных тематических материалов профильных ВУЗов о развитии авиации в Российской империи, советской и современной России. Одновременно с этим удалось найти контакты и информантов из числа опытных летчиков и управленцев, работающих и работавших в отрасли несколько десятилетий в разных регионах страны.

Параллельно с окончившимся первым этапом на протяжении трех последних месяцев шла и продолжается работа и по второму этапу: об описании государственного регулирования гражданской авиации, правовых аспектах функционирования отрасли. Среди мероприятий состоялось посещение выставки NAIS-2023 и приуроченной к мероприятию конференции: пленарного доклада, а также секций о перспективных разработках в авиастроении; о перспективах использовании беспилотной авиации; о состоянии и развитии инфраструктуры аэропортов. Была собрана база информантов в Москве, Московской и Калужской областях среди пилотов, работников авиационной отрасли и тех людей, чья профессиональная деятельность отчасти пересекается с отраслью.

Промежуточные выводы:

Легкая и сверхлегкая авиация в её правовом и экономическом значении начала выделяться из отрасли примерно в 30-ые года прошлого века, когда власть искала «специальные применения гражданской авиации». Такими задачами для авиации стало её использование в народном хозяйстве: в сельских и лесных авиахимических и наблюдательных работах. Использовалась авиация при рыбном и зверобойном промыслах, во время геологоразведки, аэрофотосъемки и в санитарных целях.

После войны, с развитием авиации, вышеупомянутые задачи становились все более актуальными, а вместе с ними появлялись и новые – транспортные: активно развиваются местные воздушные линии, где также требуется небольшой и надежный транспорт для перевозки людей и ресурсов. С появлением новых двигателей и винтокрылых летательных аппаратов легкая авиация нашла применение и при выполнении строительных работ.

Принимая во внимание все вышеупомянутое, хотелось бы отметить, что к концу 20-ого века «малая авиация» применялась в большинстве отраслей народного хозяйства и была подспорьем при проведении спектра работ.

Правовое становление отрасли можно разделить на три основных периода. Первый, «экспериментальный», до первой мировой войны, когда авиационная отрасль впервые обозначила себя. Тогда появлялись первые законы о безопасности полетов; первые акты, регламентирующие принципы использования аэроаппаратов; уставы сообществ-аэроклубов. Второй, межвоенный, период «применения» - время внедрения летательных аппаратов как нового транспортного средства и помощника в отраслях экономики. С фактическим началом гражданского использования воздушных судов появились кодифицированные законы, начали предприниматься попытки организации международных ассоциаций. Третий, период «совершенствования» – послевоенный период становления авиации. Это время реактивных двигателей, новых рекордов пассажироперевозок и дальности полетов, что потребовало актуализации существующего законодательства, а также институализировало необходимые в условиях глобализации международные регуляторы в авиации.

Таким образом можно отметить, что тренды правового развития отрасли соответствовали технико-экономическому развитию летательных аппаратов и требуемой для их эксплуатации инфраструктуры воздушного транспорта. Основное правотворчество в контексте деятельности «малой» авиации было в пред- и поствоенный период, когда легкие суда покоряли местные воздушные магистрали и отрасли народного хозяйства.

 

Вам может быть интересно: