Полевые записи по экспедиции в Якутию и Магаданскую область (часть 1). Добыча мамонта.
Помимо интервью с теми местными жителями, которые разным образом связаны с авиацией, были и другие. Это были случайные встречи и разговоры в кафе и на улицах населенных пунктов, на трассе и при переправах.
Я также старался вести дневник наблюдений – о меняющейся природе и дороге, о промыслах и о людях, населяющих исследуемую местность. Все это было обобщено и собрано в заметки, которые могут оказаться любопытны аспектным описанием Якутии и Магаданской области.
За время экспедиции часто подходил к случайным людям, заводил беседу и спрашивал, - а что для вас малая авиация? Ответов было много, но большинство сводилось к тому, что внутрирегиональные рейсы, при всей «субсидируемости» перевозок, крайне дорогие. Гораздо интереснее в ходе подобных бесед была та информация, которой люди сами начинали делиться, о своих обычаях, о работе, жизни и выживании.
Оймяконский пейзаж
О мамонтах и носорогах
Несколько человек за время таких случайных бесед оказались занятыми в промысле по добыче мамонтовой кости. Более других мест этот промысел распространен на севере Якутии, в его северных улусах (районах), которые пересечены Полярным кругом или находятся у побережья Северного Ледовитого Океана.
Мамонтовая кость, а также рога и кости эласмотериев (род вымерших шерстистых носорогов) представляют ценность на азиатских рынках, где они используются и в декоре, и при приготовлении народных снадобий, и в качестве экспонатов для частных коллекций. Стоимость находок зависит от их качества. Так, со слов информантов, стоимость килограмма бивней может достигать 400 тысяч рублей, а килограмма рога – 800 тысяч. Покупают находки и за гораздо более низкую цену – десятки тысяч рублей за килограмм. Это всё ещё хорошие деньги, и они мотивируют людей заниматься трудным и опасным промыслом. В вышеописанном случае, разница стоимости становится прибылью перекупщиков, которые торгуют ресурсом в основном в Китай.
Существует как минимум три способа добычи мамонта.
Первый – это сбор. Он легален, и именно на такую деятельность выдаются разрешения. Сбор предполагает, что забираются только те останки, которые находятся на поверхности. Таких останков избыточно, но, как правило, ценность большинства из них стремится к нулю из-за плохого качества сохранности.
Второй способ – это добыча костей вымыванием грунта. Особенности почвы (вечная мерзлота и болотистость местности) позволили сохранить останки в прекрасном состоянии, в связи с чем цена таких находок высока. Более того, именно таким способом иногда находятся не только отдельные кости, в том числе рога и бивни, но и целые скелеты животных, частично или полностью покрытые мягкими тканями. Один из информантов рассказывал следующее (цитата восстановлена по письменным записям):
«Моем как-то, и торчит голова. Прям голова с хоботом, с мягкими тканями… …Ну, мы бивни спилили, конечно, а голову оставили из грунта торчать. Но отвлеклись что-то, собака этот хобот частично сожрала. И уже непонятно, что с ним делать!»
В отличие от бивней и рогов, скелеты, если и уходят, то в частные коллекции. При этом о вывозе «подобных экспонатов» промысловики рассказывают с гораздо большей осторожностью. Насколько потом выяснилось, в связи с тем, что факт вывоза столь редких находок, представляющих особую научную и музейную ценность, если становится известен региональным властям, настраивает последних на незамедлительное преследование промысловиков.
Сам процесс вымывания мамонта устроен следующим образом. При помощи мотопомпы перекачивают воду из ближайшего водоема и под высоким давлением вымывают грунт. Иногда, помимо мотопомпы, приходится пользоваться и подручными инструментами – лопатами, топорами и др. или серьезной техникой по типу трактора – если это возможно. Некоторые старатели в определенных случаях и сами лезут в вымытые тоннели, рискуя жизнью из-за возможности обрушения сводов и потолка тоннеля. На фоне такого способа добычи существуют и «сопроводительные» промыслы – например, те, кто изготавливают мотопомпы в гаражах, и продают их, те, кто отвечают за логистику, покупку/продажу необходимых комплектующих, шлангов и топлива. Добыча таким способом носит чуть ли не «полупромышленный» характер.
Третий способ, который, насколько известно, никак не был описан и упомянут ранее — это подводный поиск. В специальных костюмах промысловики ныряют на дно рек и океана и ищут бивни, которые, как и при вымывании, могут быть очень хорошего качества. Специальные костюмы позволяют вести подобный поиск практически круглогодично.
Как правило, старатели работают небольшими группами, около 5-6 человек. Но прибыль с такой деятельности не делится поровну. Как правило есть «бригадир», который вкладывается в покупку и комплектующие для мотопомпы, в перевозку всех необходимых ресурсов к месту добычи. Остальные же 4-5 человек участвуют непосредственно при добыче. Соответственно, при возможной прибыли в 25 миллионов рублей, обычные рабочие получают около миллиона, а остальной заработок остается «бригадиру», который вкладывался и рисковал прогореть больше других при реализации «предприятия».
Полноценное описание промысла, пожалуй, заслуживает отдельной экспедиции, если не отдельного проекта, но общение с людьми, вовлеченными в добычу мамонта, и их видео- и фотоматериалы позволили собрать ряд записей, которые посчиталось нужным собрать в небольшой текст.
Вам может быть интересно:
- Смотрите первый выпуск видео-подкаста про полевые исследования
- Полевые записи по экспедиции в Якутию и Магаданскую область (часть 2). Промысловая значимость образа автодороги Р-504 (Колыма). Маркетинг "промысловых турфирм".
- Полевые записи по экспедиции в Якутию и Магаданскую область (часть 1). Добыча мамонта.
- День полярника, перспективы БАС и развитие авиации в удаленных регионах
- Завершен первый этап проекта: «Малая авиация за Полярным кругом и на Дальнем Востоке»