Новости

Полевые записи по экспедиции в Якутию и Магаданскую область (часть 2). Промысловая значимость образа автодороги Р-504 (Колыма). Маркетинг "промысловых турфирм".

Вторая заметка из цикла, посвященных сторонним наблюдениям и side-сюжетам в рамках экспедиции, которая была проведена летом 2023-его года для исследования малой авиации. На этот раз – о создании угроз на примере регионального туризма и об опасности дороги, которую принято считать одной из самых опасных в России.

С первой частью можно ознакомиться здесь.

В рамках экспедиции было преодолено на автомобиле три маршрута, а именно:

  • Основная трасса Р-504;
  • Старая колымская дорога до Оймякона;
  • Тенькинская трасса.

(Несмотря на весь дальнейший скептицизм и разбор мифологизации сложности трассы, хотелось бы отметить, что основная колымская Р-504, значительно лучше, чем "Тенёк" и "Старая Колыма". Трудности, которые поджидают водителей на крайних двух направлениях и немногих участках первой, могут представлять реальную опасность для жизни водителей с крайне малым опытом или при несоблюдении правил безопасного вождения.)

Колымская дорога? Продаем, берите, недорого!

Основной причиной написания этой заметки стали наблюдения за отношением людей к вышеупомянутым трассам. Образ дороги как опасной и труднопреодолимой активно поддерживается в медийной повестке - блогерами и влогерами на различных сайтах и видеохостингах; и местными жителями. Первые, в случае посещения трассы, получают "эксклюзивный остросюжетный контент", а вторые - туристов, на которых можно хорошо нажиться, предлагая самые разнообразные услуги, о которых еще будет сказано позднее.

Еще в Якутске, проводя интервью с местными жителями, обсуждая предполагаемый маршрут, слышал подобные комментарии:

“И на чем вы поедете - на этом? А вы там вообще бывали? Это вам нужен кто-нибудь!”

Добравшись до Хандыги, комментарии изменились:

Это-то вы проедете ладно. Вы с основной не сворачивайте, на старую вам не надо”.

Добравшись до Усть-Неры через Оймякон и Томтор, объяснив опыт минувших дней, убеждать местным стало значительно труднее:

“Да это погода была хорошая, лето, и вам вообще везет. "Тенёк" вы не проедете!”

Впрочем, проехали мы и "Тенёк", добрались мы и до Магадана. Чем дальше ехали и чем больше рассказывали о своем маршруте - тем меньше нас уговаривали не ехать, но тем больше доверяли нам и делились тем, каким образом и как часто берут плату с тех, кто соглашается на сопровождение. Будто наше самостоятельное преодоление трассы одновременно было обрядом инициации, который открывал возможность для более честного разговора о дороге.

Рассказывали о тех услугах, которые предоставляют местные промысловики для преодоления трассы: водитель, проводник, водитель+проводник, водитель+проводник +экскурсовод (мог быть и в одном лице), проводник + экскурсовод; - с машиной и (или) с лодкой или без транспорта, с палаткой или без и так далее... При этом оплата подобных услуг в лучшем случае начинается от 3000 рублей в сутки с учетом того, что проживание, питание, бензин и др. ресурсы, а также некоторые непредвиденные расходы и риски берет на себя заказчик.

“У нас же не дорога на самом деле, а проходной двор. То какие-нибудь велосипедисты поедут, то на мотоцикле. Про машины - вообще молчу”.

“Туристы сюда летать не будут, что ты! Тут полюс холода - туристическое место, но сама дорога — это ведь тоже целая экскурсия! Развлечение для них!”

“Нет, вот после нас по старой, там вроде дороги как нет уже давно. В прошлом веке была, но потом как раз через Усть-Неру сделали. Но я ежегодно проезды показываю туристам, сопровождаю. По обычной им уже ездить неинтересно”.

Вариантов посмотреть просторы Якутии и Магаданской области "с сопровождением" неисчерпаемое множество, лишь бы ты готов был платить. Еще больше подобных разговоров и "торга" было на уровне планирования поездки - при договоренностях об аренде автомобиля и при бронировании и поиске мест ночевок

Опасна ли Колыма на самом деле?

Новая трасса в значительной степени безопасна. Безусловно, есть некоторые ограничения, связанные с отсутствием связи вне населенных пунктов, с качеством дорожного полотна, с редкостью заправок. При этом трасса проходима и без помощи остаться трудно. Снег и морозы - зимой, песок и пыль, иногда полностью затирающие обзор - летом. Но, в случае соблюдения элементарной техники безопасности и ограничений, у читателя, пожелавшего отправиться в подобное путешествие, не будет проблем и неприятностей. Трасса активно ремонтируется, медленно асфальтируется. Большинство водителей, часто катающихся по Колыме, признают, что за крайние 10 лет качество дороги значительно улучшилось, езда стала комфортнее и безопаснее. Единственное условие - правильный транспорт. Выбор местного населения, по многочисленным наблюдениям, - японские внедорожники. Это всё ещё та дорога, по которой в плохую погоду можно проехать не на любой машине.

Что же по поводу других дорог - основная опасность, по собственному опыту и по общению с местными, в их гораздо большей нелюдимости. Во многом, эта нелюдимость выступает и преимуществом, потому что старые дороги узкие, разъехаться на них проблематично, но такие ситуации не частые.

А только ли дорога?

За продажей "опасности" трассы следует и продажа "опасности" всего остального – климата, рек и горных вершин. Припугивают и агрессивностью местного населения – якутов, что живут между Бестяхом и Хандыгой; ингушей, что живут в районе Усть-Неры. Для помощи при решении конфликтов, для сопровождения в дикой местности и для решения бытовых вопросов предварительно и в процессе предлагают найти подходящего человека. Основная аргументация: "самому/одному опасно".

Мифологизация как инструмент создания угроз

Все существующие и возможные промыслы, связанные с мифологизацией опасности определенных явлений для туристов, можно визуализировать в табличной форме, которая представлена ниже (таблица 1). На каждое из четырех, обозначаемых местными маркетологами "промысловых турфирм", явлений, которые одновременно являются и источниками угроз, существуют свои специалисты - "знатоки". Их работа заключается в предупреждении угроз или в нейтрализации возможных последствий от взаимодействия с природой, местным населением, дорогой или сверхъестественными силами. В большинстве случаев это целенаправленная мифологизация - то есть сознательное создание новых представлений о явлении. Целенаправленная мифологизация, может как быть создана с нуля около определенного явления, так и опираться на те мифы и представления, что были созданы ранее - на предания и легенды народов, на отдельные природные объекты, наделенные смыслом религиозными культистами, журналистами, создателями мест силы и прочими энтузиастами.

Таблица 1. Онтология туристических промыслов
(на основе личных наблюдений, под ред. С. Г. Кордонского)

Каждая из групп знатоков описывают источники угроз так, чтобы поддерживать образы, являющиеся брендом и впечатляющие клиентов - туристов и любых "иноземцев". Знатоки дорог описывают дороги - качество дорожного полотна, пишут историю дороги и байки о дороге. Знатоки природы рассказывают о страшных морозах и замерзших в них людях, о неспокойствии вод в водоемах и непроходимости лесов. Другие травят байки о разборках, о жуликах и бандитах; а прочие - про духов и обряды, которые необходимо совершать, чтобы не злить местную нечисть.

Каждая группа, которая рассказывает подобные истории, либо позиционирует себя, как знающих способы избежать разные неприятности, либо являются посредниками - то есть "знают нужных людей", которые обладают сакральным опытом и готовы помочь путнику справиться с любыми трудностями. Одни мифологемы при этом могут быть способом побороть другие - более слабые. Все в той же Якутии, посидев и помолившись у определенного ручья, оставив там какую-нибудь небольшую вещь, можно рассчитывать на хорошее расположение духов в пути. Но духи могут поменять милость на гнев, если об этом заявит авторитетный шаман.

Появление синтетических мифологем на пересечении базовых образов, проиллюстрированных в матрице, становится примером борьбы за ресурс различных «знатоков», где получить больше ресурсов хочет каждый - от водителя до Бабы Яги!

 

Подготовка к сплаву

 

Остановка на Р-504

 

Старая Колыма

 

Р-504; по пути

Вам может быть интересно: