Завершен третий этап проекта «Социальная жизнь транзитных пространств в России: опыт сравнительной этнографии»
Весной 2021 г. была проведена последняя в рамках проекта полевая экспедиция в поселок Умет (р. Мордовия), большая часть жителей которого прямо или косвенно связаны с придорожной торговлей.
Как и в других кейсах проекта (Крестцы, Яшкуль), трасса, прежде всего, служит для жителей Умета мощным экономическим ресурсом, площадкой для заработка и промыслов.
Однако, по сравнению с первыми случаями, масштаб принципиально иной.
В Умете на поселок с населением около трех тысяч человек приходятся десятки торговых точек разного размера (на момент экспедиции ≈ 60 работающих кафе). Со слов информантов, в 90-е годы их количество достигало 400.
Доход абсолютного большинства жителей Умета либо напрямую, либо косвенно (например, через семью), связан с трассой, более того, уметские кафе обеспечивают работой жителей других населенных пунктов — зачастую, что характерно, более крупных (Салтыково, Дубитель, Спасск).
При этом палитра индивидуальных траекторий неоднородна: трасса «кормит» и относительно крупных предпринимателей и самые незащищенные группы.
Также, как и в двух других случаях, среди рефлексий, связанных с мотивацией к работе на трассе, важную роль играет социальное разнообразие: на трассе работать интереснее, потому что там «много разных людей».
Для людей, вовлеченных в придорожную торговлю актуальны и краткосрочные, и долгосрочные связи. Частотны также истории романтических и брачных связей. В частности, многие из них вписываются в нарратив об «успешных» случаях социально-географической мобильности и переезде в другой регион («очень многие девочки так устроили свою жизнь, разъехались кто куда — кто в Тольятти, кто в Москву, кто в Пензу»).
Помимо экономической и социальной ресурсности транзитных пространств, можно также говорить об особой темпоральной конфигурации: время вовлеченных в придорожную торговлю людей оказывается зависимо от сезонных потоков проезжающих; трасса одновременно предлагает разнообразие графиков (в частности, варианты ночной работы) и требует техник гибкого подстраивания своего нерабочего времени под рабочее.
Большинство работающих на трассе людей — женщины, которые управляют временем, одновременно решая рабочие и домашние дела: например, координируя короткие отлучки с работы, чтобы отвезти детей в садик, готовя им еду прямо в кафе, договариваясь с родственниками или решая те или иные дела по телефону во время работы.
Вам может быть интересно:
- Краткий отчет о результатах проекта
- Завершен третий этап проекта «Социальная жизнь транзитных пространств в России: опыт сравнительной этнографии»
- Завершен первый этап проекта «Социальная жизнь транзитных пространств в России: опыт сравнительной этнографии»
- Конкурс заявок. Победители.
- Лурье Яков Михайлович