Новости

Краткий отчет о результатах проекта

Проект «Социальная жизнь транзитных пространств в России: опыт сравнительной этнографии»

В исследовании я постарался рассмотреть основные социальные эффекты присутствия федеральной трассы в жизни людей. Стало понятно, каким образом, с точки зрения участников процесса, обочный капитализм — частное предпринимательство на трассах — распространилось в начале 90-х годов; как транзитные пространства складываются по принципу цепной реакции, как они продолжают меняться, и какие акторы принимают участие в их постоянном создании, поддержании и пересоздании. Материальное и социальное существование осваиваемых обочин наполнено взаимодействием и противодействием различных действующих лиц между собой: предприниматели, дорожные службы, государство в лице инстанций и сами проезжающие, зачастую входя друг с другом в противоречие, в разной степени определяют то, чем и каким образом наполняется обочина. Важнейшим элементом социальной жизни транзитного пространства служат представления об ограниченной ресурсности трассы и, как следствие, постоянная конкуренция за клиентов, ландшафт и местоположение; конкуренция, которая по сути становится важным элементом социальных отношений и фактором, позволяющим говорить о наличии на трассе сообщества (оборотная сторона конкуренции — взаимопомощь). Материалы посмотреть на транзитные пространства не как на статичную структуру, но как на постоянно развертывающийся во времени процесс.

Еще одна часть исследования посвящена экономике обочин, трудовым траекториям и мотивациям людей, вовлеченных в ее освоение и их восприятию собственного труда. Экономика трассы строится на спросе и предложении, которые, с одной стороны, конструируют у путников ощущение дома и домашнего приема, с другой стороны, заставляют путника двигаться дальше. Эта экономика строится на обслуживании тела, транспорта, коммуникативных, а иногда и религиозных запросов. Трасса не просто становится важным для поселка экономическим ресурсом, но и предлагает разнообразную палитру трудовых сценариев, создавая пространство для мобильности и смены профессиональных ролей, но оставаясь при этом в рамках достаточно строгого гендерного порядка. С одной стороны, практически все так или иначе идут на трассу ради основного или дополнительного заработка, и одновременно, деньги практически никогда не служат единственной причиной выхода на дорогу.

Кроме того, исследование рассказывает о трассе как о социальном ресурсе и пространстве социального разнообразия. Обживаемая придорожная зона наполнена коммуникациями и связями, интенсивность и сменяемость которых отличает ее от других мест в поселке или других населенных пунктов. За счет значительного количества площадок и контекстов для коммуникации транзитные пространства функционируют как социальные хабы, где люди встречаются, проводят совместный досуг, заключают сделки и обмениваются информацией. Как хабы и досуговые пространства обочины используются не только проезжающими, но и жителями поселка. Само по себе разнообразие и сменяемость людей в представлениях придорожного сообщества играют важную роль и служат одной из мотиваций к работе, делая ее более интересной по сравнению с работой внутри поселка. В добавление к многочисленным мимолетным контактам между людьми в транзитных пространствах образуются прочные многолетние дружеские и романтические отношения; в частности, типичной  является ситуация брака между проезжающим водителями и женщинами, которые работают на обочине.

Наконец, исследование дает представление о темпоральных особенностях транзитных пространств. На временные ландшафты людей, занятых в освоении обочины, влияют возможности ночного и круглосуточного трудоустройства. С одной стороны возможность работать по ночам дает предпринимателям ощущение большей свободы в управлении своим графиком, с другой стороны, вынуждает подстраивать телесные и циркадные ритмы — подолгу бодрствовать и привыкать спать урывками, что отчасти делает их режимы схожими с режимами основных клиентов, дальнобойщиков. Круглосуточная доступность кафе и магазинов также притягивает местных жителей, которые, наряду с проезжающими пользуются благами ночного потребления. Ощущения хода времени, его интенсивности и плотности у людей придорожья оказываются зависимы от сезонных, праздничных и трудовых потоков различных групп по трассе. В отличие, например, от жителей исследуемых поселков, чья занятость не связана с трассой, придорожное сообщество в значительной большей степени ориентируется на внешние ритмы, синхронизируя свои индивидуальные режимы и графики с разными видами мобильности в стране. Зависимость людей, вовлеченных в освоение обочины, от целого ряда внешних условий, от изменений в материальной дорожной инфраструктуре на локальном уровне, и в особенности от масштабных проектов модернизации и строительства альтернативных дорог, порождает ощущение нестабильности и неуверенности в будущем. Переживаемое непостоянство и ощущение отсутствия гарантий порождает запрос на формы постоянства. Вероятно, поэтому обочные предприниматели так охотно говорят о постоянниках, клиентахкоторые, в отличие от безымянной сменяющейся публики, возвращаются, создавая тем самым востребованное ощущение  экономической стабильности, повторяемости и регулярности.

 

Вам может быть интересно: