Новости

"Духовные дороги и обочины" (С-Т-О-Л, 17 мая 2024г.)

Церковь всё ещё уважают как хранительницу традиций, но сообразовывать с ней жизнь не спешат. О системных кризисах православной веры в тексте этнографа Александра Давыдова

Наше исследование приходской жизни касалось краешком и обычной мирской жизни вокруг приходов. Везде жизнь складывается по-разному, однако нам удалось увидеть некоторые относительно общие особенности, прямо влияющие на жизнь этой важнейшей ячейки церковного общества.

Начать стоит с первого и основополагающего пункта: люди стали меньше крестить своих детей, чем раньше. Вот что говорят наши информанты:

«Не каждый родитель сможет заставить своего ребёнка, взрослого ребёнка, пойти и обвенчаться. И привести даже своих внуков креститься в храм, потому что идёт разрыв в духовном мироощущении поколения, о чём мы с вами уже говорили. Пока дом не рухнул, там дух Божий актуален. Когда он рухнул, там уже бесполезно стучаться. И вот здесь буквально на днях был момент, когда пришла женщина, я её не видел, может быть, года два, она сменила место жительства: “Батюшка, вы нас потеряли?” Я их помню: были – и вот пропали просто. Причём недолго – год – ходили, а потом сменили место, и мы узнали, что там. Поэтому сильно не запечатлелись, в памяти не отложились. “Вот помните сына? Женили”. Вроде должен был ребёнок родиться. Да, так же, как меня, назвали: очень приятно, тёзка. (Смеется.) “Да, батюшка, вот не могу заставить пойти покрестить ребёнка”. – “Как не можете? Он же вместе с вами приходил, крещёный!” Женился, переехал в другой город, что-то произошло, в сознании изменилось, и жена у него крещёная, тоже приходила к нам в храм, и он сам крещёный. Вроде молодая семья, а сын категорично отказывается крестить. Вот представьте себе: как, исходя из этой ситуации, вы можете вести статистику? Никак. Они крещёные. Они венчаться не хотят. Они сына крестить не хотят. Я не знаю, что этому послужило. Может быть, потрясения внутренние, духовные. Может быть, круг общения сменился. Может быть, ещё что-то. Я не знаю».

Очевидно, это связано с изменением отношения к Церкви, но вопрос, в чём причина изменения: имеем ли мы дело с реакцией на элементы церковной жизни, которые кажутся неприятными/неприемлемыми людям? Или же перед нами просто некие духовные процессы внутри определённой социальной страты, которые происходят сами собой, без прямого участия церкви? Или комбинация факторов? Забыв о коронакризисе, немногочисленные церковные эксперты перестали говорить о проблемах с современной верой, и все эти вопросы остаются без должного изучения.

Полностью читать здесь.

Фото: Алексей Смышляев / Коммерсантъ

Вам может быть интересно: