«Церковь не может быть источником дохода» («Медиапроект с-т-о-л», 20.10.2023 г.)
Некогда от пастыря ожидали, что он станет «архитектором душ». Но реальность оказалась иной: священник всё чаще просто строитель, причём материальных стен своего храма. К чему ведёт «материальный крен» в жизни пастырей – в рассказе исследователя фонда «Хамовники», нашего постоянного автора Александра Давыдова
Каким должен быть православный пастырь? На этот вопрос могут быть разные ответы; мне хотелось бы сопоставить два очень контрастных: один – владыки Иоанна (Шаховского), как он дан в труде «Философия православного пастырства», другой – коллективный ответ современных православных священников, проинтервьюированных нами в рамках проекта «Жизненный цикл православного прихода», поддержанного фондом «Хамовники». Фрагменты интервью публикуются нами впервые, и анализ, который предложен здесь, – только первая попытка осмыслить собранное поле.
Разрыв должного и реального, который может открыться при сопоставлении богословского труда и эмпирического материала, призван дать нам картину происходящего в современной русской церкви.
Как оно должно быть: признаки подлинного и лже-пастырства
Владыка Иоанн – прежде всего пневматолог, он исследует духовные влияния и веяния, присутствие и воздействие духов на жизнь людей, узнаёт эти духи. И духовное содержание собственно пастырского труда владыка Иоанн видит в следующем.
Истинный пастырь продолжает жизнь Христа: это задаёт пастырскому служению исключительно высокую планку. Истинный пастырь лишён лицеприятия – он одинаково готов принять каждого человека. «Сцилла и Харибда» пастырского служения по Шаховскому – это открытое беззаконие, творимое священником, с одной стороны, и скрытое равнодушие, превращающее христианское жертвенное служение в безблагодатное жречество, с другой стороны. Этот вызов Церкви, вызов со стороны соблазнов, стоящих перед священниками, важен, потому что, по мысли владыки, «Царство смерти прозелитизирует не менее активно, чем Церковь». И ключевая линия этого прозелитизма – стремление овладеть пастырями и священноначалием.
Владыка Иоанн приводит шесть признаков, по которым можно узнать лжепастырство:
1. Корыстолюбие священника и его сфокусированность на материальной жизни.
2. Пышность и театральность богослужения, придание ему максимально яркого и эстетичного вида. Сюда же относится и слишком хорошая постановка работы хора: красивое пение может отвлекать людей от духовного напряжения во время службы.
3. Заискивание перед сильными мира сего, богатыми и имеющими власть людьми – и пренебрежение к слабым и бедным людям.
4. Проповедание в храме земных ценностей, идеалов и устремлений. Сюда же относится и чрезмерная занятость священника мирскими делами. В контексте жизни самого Иоанна (Шаховского), ветерана Деникинской армии, служившего в среде первых волн русской эмиграции, это прежде всего деятельность политическая и партийная. И этот вызов был особенно значим для Зарубежной церкви, первый же собор которой нёс черты нездоровой политизации сознания.
5. Искание себе славы и чести.
6. Нерадение о душах людей своей паствы.
Проявляет эти черты священник, который болен наиболее злыми пастырскими грехами: властолюбием, честолюбием и завистью.
Пастырский «кадровый состав», по мысли владыки Иоанна, должен формироваться из всех слоёв общества, чтобы исключить кастовую замкнутость.
Пастырю важна свобода от мира и тех железных закономерностей и зависимостей, которые несёт мир каждому своему обитателю. Также истинный пастырь не должен перебарщивать с аскетизмом, отпугивать людей своим измождённым видом. Аскетизм священника, по владыке Иоанну, – это аскетизм атлета или шахтёра: аскетизм строго функциональный, подготавливающий человека к той деятельности, на которую он настроен.
Полностью здесь.
Фото: Павел Бедняков/РИА Новости