Завершен проект «Неформальные корпорации муниципального уровня, складывающиеся в ходе освоения ресурсов, выделяемых на нейтрализацию угроз».
Экспликация механизмов функционирования ресурсной экономики на уровне муниципальных образований и роли муниципальных корпоративных сообществ в процессе нейтрализации угроз позволяет объективизировать задачи для дальнейших количественных и качественных исследований на уровне субъектов Российской Федерации и Федеральном уровне.
Достигнутые результаты проекта
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о наличии несоответствий в распределении ресурсных потоков, выделяемых на нейтрализацию угроз. Она связана с дисбалансом информационных потоков в административно-территориальной иерархии. Значимые угрозы идентифицируются, ранжируются и утверждаются органами федеральной государственной власти. Они ложатся в основу государственных и федеральных целевых программ, национальных проектов, федеральных проектов, после чего распределяются согласно установленным правилам и нормативам в рамках бюджетного процесса. Эти правила являются предметом согласования органа, которому удалось идентифицировать и актуализовать угрозу, министерства финансов, министерства экономического развития и других заинтересованных сторон. Для убедительности готовятся финансово-экономические обоснования и разнообразные пояснительные записки, в текстах которых встречаются устрашающие формулировки проблем, для решения которых требуется выделить финансирование.
Аналитической база таких обоснований обязана строиться на официальной государственной статистике, которую производит Росстат. Информация других ведомств принимается в расчеты только в случае отсутствия соответствующей информации в собираемых официальных формах. Об искажениях, получаемых в результате использования данного источника информации уже подробно писали в других работах Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» . Эти проблемы можно условно разделить на следующие группы: неактуальные или неподходящие для описания реалий формы; искажающее агрегирование данных; или искаженный учет в целях улучшения показателей для выполнения возложенных обязательств или возложения повышенных обязательств. Данные поступают из муниципалитетов в субъекты Российской Федерации и далее в Росстат, затем они анализируются (на этом этапе может быть сформулирована угроза) и ложатся в основу различных финансовых инструментов, по которым ресурсы распределяются сообразно тем же данным, снова расщепленным на субъекты и на муниципалитеты.
Аналогичный процесс происходит и на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципалитетов с той разницей, что многие программные документы дублируют по своей сути и структуре федеральные. Для муниципалитетов программное финансирование наиболее понятный и простой инструмент решения накопившихся проблем. Тем не менее такой способ привлечения ресурсов имеет для муниципальных служащих как свои преимущества, так и недостатки. К примеру, такие ресурсы сопровождает более высокий уровень контроля, отчетности и возможных санкций, поскольку за неосвоенные деньги или нецелевое использование санкциям подвергнется не только муниципалитет, но и власти соответствующего субъекта. При этом нецелевым использованием могут быть признаны вовсе не мошеннические схемы, а буквальное несоответствие целевого назначения выделенных средств и их использование для решения действительно значимых и актуальных для муниципалитета проблем.
Понятно, что реальные угрозы не следуют директивно установленным программным документам. Проблемы случаются и не всегда поддаются прогнозированию. В этом случае на помощь приходят альтернативные инструменты, такие как «гражданское общество служивых людей» или «корпоративные сообщества» или «социальная ответственность бизнеса». Их особенности обширны и разнообразны как и административно-территориальное устройство нашей страны.
Налаженные горизонтальные связи между различными социальными группами как раз и формируют исследуемые «корпоративные сообщества», которые могут способствовать эффективному решению возникающих задач. Существуют также институционализированные и неинституционализирвоанные вертикальные связи, которые способствуют мирному разрешению подобных проблем.
Общие выводы по проекту
Не редко решение каких-либо задач с привлечением ресурсов из вышестоящих бюджетов мотивируется необходимостью избежать угрозы. Это может происходить не по причине того, что такой способ обоснования кажется наиболее перспективным, а по причине убежденности в том, что угроза действительно актуальна. Например, реконструкция дорожной инфраструктуры необходима, чтобы снизить аварийность, а ремонт водопроводов снизит угрозу аварий при водоснабжении. Хотя очевидно, что реализация работ в этих сферах не только устранит проблемы и поможет избежать возникновения угроз населению, но и повысит качество жизни и даже в чем-то улучшит инвестиционную привлекательность и условия работы уже существующих предприятий.
С другой стороны, конструирование угроз может происходить при обосновании необходимости принятия проектов и программ различными органами государственной власти для дальнейшего распределения бюджетных ресурсов в результате анализа статистических данных, которые не всегда могут трактоваться с научной однозначностью или не всегда поддаются неискажающему агрегированию и унификации. Проблемы муниципалитетов действительно похожи по своей структуре, но в каждом конкретном случае уникальны по своему содержанию. Кроме того, привлечение целевых ресурсов из вышестоящих бюджетов всегда предполагает повышенную ответственность для их адресатов, что отлично понимают муниципальные служащие и представительные органы власти. Недостаток гибкости такого источника приводит к поиску альтернативных способов решения актуальных проблем, путем использования институционализированных и неинституционализирвоанных вертикальных и горизонтальных связей или, к примеру, привлечения бизнеса. Такие корпоративные сообщества и неформальные связи не редко оказываются более эффективны.
Сложившийся организационный механизм нейтрализации угроз имеет самоподдерживающийся и самовоспроизводящийся характер. Изобретение и демонстрация угроз государственными и общественными организациями, политическими партиями и объединениями, государственными и частными корпорациями, регионами и муниципалитетами являются одним из инструментов для извлечения ресурсов из бюджета. Неформальные корпорации, складывающиеся на административном рынке для освоения бюджетных ресурсов, выделенных на нейтрализацию угроз, принципиально закрыты для описания и исследования именно в силу их неформальности.
Описываемые угрозы имеют мало общего с хорошо описанным в экономических и социологических работах рисками (риски страхуются, а угрозы превентивно нейтрализуются) и нуждается в дальнейших научных исследованиях и проработке.
Вам может быть интересно:
- Завершен проект «Неформальные корпорации муниципального уровня, складывающиеся в ходе освоения ресурсов, выделяемых на нейтрализацию угроз».
- Завершен третий этап проекта "Неформальные корпорации муниципального уровня, складывающиеся в ходе освоения ресурсов, выделяемых на нейтрализацию угроз"
- Закончен второй этап проекта «Неформальные корпорации муниципального уровня, складывающиеся в ходе освоения ресурсов, выделяемых на нейтрализацию угроз»
- Завершен первый этап проекта «Неформальные корпорации муниципального уровня, складывающиеся в ходе освоения ресурсов, выделяемых на нейтрализацию угроз»
- Дехант Дмитрий Климентьевич