Новости

Завершен второй этап проекта: «Малая авиация за Полярным кругом и на Дальнем Востоке»

Основным мероприятием этапа было проведение экспедиции по Республике Саха (Якутии) и Магаданской области.
03.10.2023
Завершен второй этап проекта: «Малая авиация за Полярным кругом и на Дальнем Востоке»

В рамках этапа были посещены 16 н.п. (14 – в рамках экспедиции по Якутии и Магаданской области). Было проведено более 22 интервью с местными жителями, которые так или иначе аффилированы с авиационной отраслью, с малой авиацией. На основе материалов интервью и наблюдений была получена информация о трендах и перспективах развития государственной политики в области малой авиации; о типах деятельности, связанных с эксплуатацией воздушных судов; о состоянии и работе инфраструктуры воздушного транспорта; о дальневосточной специфике использования авиации при коммерческих перевозках и проведении авиаработ и др. Одновременно с этим были собраны материалы о развитии и становлении гражданской авиации в исследуемых регионах, которые станут дополнением для информации, собранной для первого этапа проекта.

Промежуточные выводы:

Законотворческие, регуляторные и политические решения, применяемые в отношении малой авиации, складываются в серьезную коллизию. Из-за отсутствия понятийно-терминологического аппарата, предлагаемые новации сливаются в «какофонию», которая ложится на плечи исполнителей, временами даже не понимающих ставящихся перед ними задач из-за отсутствия четких и объективных формулировок.

Одновременно необходимо отметить, что государство применяет инструменты поддержки подотрасли, выделяя ресурсы, например, на реставрацию и поддержание годности инфраструктуры и на сохранение маршрутов авиаперевозок в той местности, где она жизненно необходима.

Одним из результатов таких решений является работа федеральных казенных предприятий (ФКП). Сеть аэропортов ФКП, расположенных по регионам Дальнего востока, стала «зазеркальем» малой авиации, разделив подотрасль на два параллельных вектора существования и развития. Содержание первого – это промыслы, «партизаны», не годные к эксплуатации ВС и выживание, а в противопоставление ему – «бизнес», аттестованные пилоты и корректно оформленные типовые воздушные суда, существующие и работающие при государственной поддержке. Типы инфраструктуры воздушного транспорта от казенных предприятий до незарегистрированных и неоформленных посадочных площадок взаимно влияют на те воздушные суда, с которыми работают «операторы» (ответственные на аэродроме), и степень легальности деятельности пилотов.

Те различия, которые формируются, в том числе и в рамках вышеописанных отношений, приводят к многообразию типов взаимодействия и вариантов отраслевой занятости.

Все выделенные в рамках экспедиций и интервью типы деятельности войдут в матрицу, которая станет одним из результатов проекта и систематизирует «мир» малой авиации.