Новости

Завершен проект "Поддержание здоровья и благополучия в Бурятии и Иркутской области: поле альтернативных терапевтических услуг и юрисдикция специалистов"

Цель исследования заключалась в том, чтобы составить типологию альтернативных специалистов разного профиля, занятых поддержанием здоровья и психологического благополучия жителей Бурятии и Иркутской области, и описать поле их деятельности.

Под альтернативными специалистами мы подразумевали представителей неофициальной медицины, религиозных целителей и других духовных практиков.

Для достижения поставленной цели мы проделали обширную полевую работу, охватив не только заявленные регионы (Бурятию и Иркутскую область), но и Забайкальский край. Полевые исследования велись в 30 населенных пунктах, где нашими информантами стали 329 человек. Среди которых были тибетские доктора, ламы, костоправы, шаманы и члены их семей, экстрасенсы, ясновидящие, нумерологи, эзотерические психологи, травники и продавцы трав, ученые-биологи, представители биомедицины, представители евангелической общины и, наконец, клиенты упомянутых специалистов. На первом этапе полевая работы носила экстенсивный характер: мы стремились охватить как можно больше специалистов, чтобы описать их сети. Затем мы двинулись “вглубь” и перешли к включенному наблюдению в сообществах тибетских докторов и шаманов.

Исходно мы представляли структуру альтернативной медицины как дифференцированную по категориям специалистов (эмчи-ламы, шаманы, “бабки” и т.п.), за которыми зарезервированы конкретные проблемы и к которым потребители приходят за определенными услугами. Полевая работа показала, что на практике альтернативная медицина организована более сложно. В частности, нам встретились специалисты, чьи профессиональные идентичности невозможно описать однозначно и чьи практики носят гибридный характер. Мы пришли к выводу, что классификации специалистов функционируют как системы ярлыков, к которым целители охотно прибегают в размышлениях о себе и которыми творчески пользуются в диалогах с клиентами и исследователями. Однако помимо уровня эмной классификации существует и практическая кластеризация специалистов того или иного профиля, которая организована на других основаниях и выглядит как профессиональная сеть со сложными реципрокными связями и узлами.

Контакты представителей разных целительских и религиозных направлений друг с другом обусловлены внутренней структурой терапевтических сообществ. Выбор кооперативной или конкурентной стратегии внутри каждой группы связан с рядом факторов. Для шаманов определяющим принципом оказывается принадлежность к той или иной шаманской организации и включенность в своеобразный “сетевой маркетинг”. Для тибетских врачей и эмчи-лам первоочередную роль играет тот институциональный трек, который привел их в профессию, и определяемые этим треком конфигурации терапевтических и фармакогностических практик. Наконец, для наиболее пестрой группы, которую мы обозначили как “эзотерики”, отношения с другими подобными специалистами определяются логикой индивидуального предпринимательства. Однако все эти группы, практикующие разные варианты помощи в ситуациях проблем со здоровьем и благополучием, получают возможность это делать не только в силу дефицитности региональной биомедицинской инфраструктуры, но и благодаря особенностям биомедицинской эпистемологии.