Завершен проект «Черные копатели: битва за хабар»
Проведенное исследование позволило взглянуть на сообщество копателей изнутри
Проведенное исследование позволило взглянуть на сообщество копателей изнутри, понять мотивации участников процесса, организационное устройство выездов, рассмотреть механизмы формирования и функционирование сообщества, выделить разновидности копа и их возможные сочетания, определить специфику технического оснащения каждого вида, сезонность каждого из видов, дать описание способов и механизмов работы с находками от момента обретения до момента помещения в коллекцию или сбыта.
Всего по итогу проекта были совершены исследовательские выезды в следующие регионы: Самарская область, Ульяновская область, Республика Татарстан, Тверская область, Смоленская область, Калужская область, Брянская область, Тульская область, Тамбовская область, Липецкая область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Воронежская область.
В ходе проекта было взято 75 интервью у следующих групп респондентов:
- копатели;
- археологи;
- оценщики;
- реставраторы;
- аукционисты и продавцы антиквариата;
- музейные работники;
- продавцы инструментов для копа;
- работники металлоприемок.
География взятых интервью была расширена посредством телефонных и онлайн-интервью за счет Краснодарского края, Республики Крым, Пермского края, Свердловской области, Курганской области, Иркутской области, Хабаровского края, Приморского края, Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Вологодской области, Кировской области, Нижегородской области, Томской области, Орловской области, Белгородской области, Саратовской области.
В целом сбор интервью осуществлялся посредством:
- личного общения;
- телефонных звонков;
- видеозвонков (whatsapp, Вконтакте, skype);
- обмена голосовыми сообщениями;
- ответов на вопросы через переписку в социальных сетях и мессенджерах.
Поиск первых респондентов для всех групп проводился через личные знакомства, а затем методом сарафанного радио (просьба о рекомендации после проведенного интервью).
Для поиска респондентов-копателей активно использовались социальные сети: по интересующему населенному пункту или региону, а также по разновидности приборного поиска (война, старина, пляжно-подводный) находились соответствующие сообщества в «Вконтакте» и «Одноклассниках» с количеством подписчиков от 50-70 до 3000-4000 тысяч человек (пример – «Клуб анонимных копателей. Металлопоиск», «В поисках клада», «Смоленский кладоискатель», «Технологии подводного поиска» и др.). Далее среди подписчиков выбирались те, у которых на аватаре или в профиле были размещены фотографии с поиска. Таким пользователям рассылались сообщения с просьбой о проведении интервью. В результате примерено 1 из 10 соглашались пообщаться тем или иным способом.
Для интервьюирования археологов в разных регионах применялась массовая рассылка электронных писем и сообщений в социальных сетях и мессенджерах с просьбой об интервью. Контакты археологов из разных регионов находятся в открытом доступе и легко доступны.
Поиск респондентов-оценщиков и реставраторов (они же, в ряде случаев, могут выступать и перекупщиками) производился на специализированных форумах, в группах социальных сетей и непосредственно через рекомендации самих копателей.
Среди опрошенных аукционистов практически все являлись администраторами аукционных страниц в социальных сетях.
Музейные работники и работники пунктов приема металлов опрашивались либо на рабочем месте, либо посредством выхода на них через ранее интервьюируемых респондентов (археологов и копателей соответственно).