Новости

Внешний интерес к локальной истории как фактор разрушения местного общества. Пример Дивеева

В рамках фестиваля "Локальные истории" Фонда Михаила Прохорова
Один из основных центров русского православного паломничества — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь до революции был относительно малоизвестной трёхклассной обителью, которой в словаре Брокгауза и Ефрона была посвящена всего пара строк. В 1927 году монастырь закрыли, а само Дивеево превратилось в рядовой административный центр сельского района. Всё стало резко меняться на исходе советской эпохи, вскоре после возрождения монастыря. О Дивееве заговорили по всей стране, чему поспособствовал ряд исторических фактов, а также несколько всплывших предсказаний и легенд. А именно:
1. Ещё в XVIII веке, через несколько лет после создания Дивеевской монашеской общины, в соседнем монастыре принял постриг Прохор Мошнин — будущий Серафим Саровский.
2. Серафим взял попечение над Дивеевской монашеской общиной.
3. В 1903 году, возвращаясь из Сарова с торжеств в честь прославления Серафима Саровского в лике святых, в Дивеево заехал Николай II; местная блаженная предсказала ему рождение наследника и гибель империи.
4. В советское время, в связи со строительством ядерного центра, Саров был переименован в Арзамас-16, закрыт и засекречен.
5. В 1991 году в музее истории религии и атеизма в Ленинграде были найдены мощи Серафима Саровского. Поскольку Саров оставался закрытым городом, было принято решение перевезти мощи в ближайший к нему Дивеевский монастырь.
6. Монастырём стали активно артикулироваться и тиражироваться некоторые легенды и предсказания Серафима: он предсказывал, ко всеобщему на тот момент удивлению, что будет похоронен в Дивееве, хотя при жизни бывал там всего единожды; Казанская церковь монастыря при апокалипсисе не пострадает и вместе со всеми находящимися в ней будет вознесена на небо; Святая Канавка (ров, вырытый монахинями по наставлению Серафима, а также получившийся из выкопанной земли параллельно идущий вал) станет защитой от Антихриста, он не сможет через неё переступить; Дивеево — четвёртый и любимый земной удел Пресвятой Богородицы; Богородица ежедневно проходит по Святой Канавке.
В Дивеево хлынули не только паломники, но и тысячи переселенцев, жаждущих жить вблизи чуда. Состав их очень пёстрый. Это не только мейнстримовские православные, но и царебожцы, отказники от документов, спасающиеся от конца света, самопостриженцы и др. На сегодняшний день они составляют около половины жителей районного центра, а в отдельных деревнях их большинство. Из-за закономерного роста цен на жильё они стали осваивать и соседние районы, чему способствует обилие в окрестностях скитов и святых мест (например, многочисленные святые источники и Серафимовы камни), а также вера в то, что концу света не быть в радиусе нескольких десятков километров от монастыря. Переселенцы стали потихоньку вытеснять коренных дивеевцев, которым неинтересны ни монастырь (почти все насельницы которого, кстати, тоже являются приезжими), ни Серафим, ни апокалипсис. Они перестали чувствовать себя дома в родном селе. Многие уезжают, воспользовавшись возможностью дорого продать свой дом.
Доклад посвящён трансформации местного общества, ставшей результатом описанного выше наличия внешнего и отсутствия внутреннего интереса к локальной истории и мифологии. В основу легли материалы двух учебно-исследовательских студенческих экспедиций, организованных автором в рамках программы НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново».
Спикер: Позаненко Артемий
социолог, преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ, аналитик проектно-учебной лаборатории муниципального НИУ ВШЭ, аналитик центра прикладных и полевых исследований института исследований культуры НИУ ВШЭ