Новости

Украинский след

Статья Александра Давыдова в медиапроекте С-Т-О-Л (1 сентября 2022 г.)

Исследование приходской жизни, поддержанное фондом “Хамовники”, подсветило важный фактор церковной жизни в России: влияние на неё священства из мест, где творили ещё Иван Фёдоров и Петр Могила

Если раньше само слово «украинец» как указание на нечто отдельное от исторической России звучало как вызов или оскорбление, то теперь факт разделения определяет действительность и в будущее с большой вероятностью мы пойдём разными дорогами. Это ставит вопрос о разделе наследства: о том, кто и что из наших двух народов вложил в разбираемое ныне строение, в том числе – церковное.

Церковное строение, впрочем, тут основное. В какой-то степени вокруг этого каркаса выстраивалась сама по себе империя: через Прокоповича, чуть ранее через Петра Могилу и малоросских священников, которые по большей части и провели Никоновскую реформу, заложив этим основы абсолютизма. В конечном счёте поповские дети определяли судьбу империи, причём не только Российской, но позже и СССР. А значит, весьма интересно посмотреть, как украинское или предукраинское духовенство влияло на русскую Церковь, начиная со времён присоединения Левобережной Украины к Москве и заканчивая нашим временем.

Фронтир на службе монархии

Специфический симбиоз начал складываться ещё задолго до присоединения. Когда Москва стала собирать вокруг себя мощное государство, в ней появился священник Иван Фёдоров, начавший было печатать книги. У этого инноватора «неожиданно» начались проблемы: «добрые люди» (с большой вероятностью монастырская братия, переписчики, доходам которых угрожало книгопечатание) сожгли его типографию, а сам Фёдоров уехал во Львов. Чуть позже он перебрался в Острог, где уже благополучно занимался печатной и просветительской работой.

Помимо большей терпимости к просвещению, местный истеблишмент нуждался в фёдоровском ноу-хау: с запада подступали латиняне, в упорной борьбе с римским влиянием православные князья и духовенство нуждались в развитой просветительской работе, которой в свою очередь очень способствовало книгопечатание. Иван Фёдоров заложил основы русского книгопечатания на века, и книги Почаевской Лавры, выходящие до сих пор, – его прямое наследие.

Полемическая традиция укоренилась в малоросских землях: вся православная Украина нуждалась в упорной и прежде всего интеллектуальной и просвещенческой борьбе против латинской Польши. В 1632 году Петр Могила основывает Киево-Могилянскую академию, которую поддерживал в числе прочих гетман Сагайдачный – участник похода на Москву 1618 года, после которого этих буйных чубатых парней с юга в Москве стали называть хохлами. Академия дала дорогу талантливой поросли образованных священников, знающих греческий и латынь, способных успешно полемизировать с не чурающимися насилия оппонентами. Бурсаки Гоголя этой породы: люди, готовые полемизировать не только посредством слова и духа, но и любыми другими способами.

Полностью можно просчитать здесь.

 

Вам может быть интересно: