Новости

Спасение в усыновлении — жители малых сел нашли способ противостоять госпрограмме оптимизации ("Эхо Москвы", 26.04.2021 г.)

Ежегодно под каток реформы «оптимизации» народного образования попадают свыше 1 100 сельских школ, что равно закрытию примерно 3 учебных заведений в день. Вслед за школами с той же скоростью вымирают населенные пункты. Необитаемыми за последние 20 лет стали более 26 тысяч деревень в России.

Закрывая некомплектные школы, которые для малых сел часто являются «градообразующими», жителей не спрашивают. Под угрозой сокращения рабочих мест учителя, директора и работники культуры идут на усыновление детей из интернатов. Поддерживают и односельчане, они также становятся приемными родителями для комплектности школ, констатируют авторы исследования  «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел».

Вера Галиданбаева и Николай Карбаинов из Социологического института РАН в рамках проекта изучили ситуацию в ряде регионов России при помощи фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». Они пришли к выводу, что именно любовь к детям становится «главным механизмом воспроизводства экономики усыновления в малых селах». А усыновление — превратилось для малых сел в стратегию выживания.

Ситуацию можно считать типичной, потому что социально-экономическая обстановка в малых селах (до 500 чел.) примерно одинакова и слабо зависит от благосостояния региона в целом.

С 2000 года в ходе «оптимизации» народного образования в РФ ликвидировано более 26 000 школ, из них 22 000 – сельские.

«Сельские семьи, по-прежнему, воспитывают и рожают больше детей, чем городские, поэтому плюс один-два ребенок к их и без того большой семье не является серьезной проблемой», — пояснила руководитель проекта Вера Галиданбаева во время Круглого стола по случаю представления результатов проекта.

Таким образом, например, в сельской школе Шапы Смоленской области учатся 35 детей, из них только 5 родные, остальные – приемные.

Полностью здесь.

Вам может быть интересно: