Новости

Ребенок в обмен на работу. Учителя в малых селах берут под опеку детей-сирот, чтобы не терять рабочие места

В 2007 году государство взялось за сокращение малокомплектных школ. Постройки стало невыгодно содержать из-за уменьшения числа учеников. Чтобы спасти село и сохранить рабочие места, учителя стали массово брать под опеку детей-сирот. Так классы наполнялись учащимися, а у педагогов вследствие этого росли зарплаты. Многие восприняли это как общее благо, но для кого-то приемные дети стали инструментом финансового выживания. Daily Storm побеседовал с Верой Галиндабаевой, старшим научным сотрудником Социологического института ФНИСЦ РАН и руководителем проекта «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел» фонда «Хамовники».

— Действительно ли дети в данном случае являются ресурсом? В чем здесь главная выгода для опекунов? 

— Во-первых, субсидии. Опекун заключает с государством контракт, и государство ежемесячно поддерживает семью денежными выплатами. Правда, в каждом регионе своя сумма (для сравнения, в Саратовской области на ребенка в возрасте от 6 до 18 лет полагается 7751,1 рубля; в Москве на малыша в возрасте до 12 лет — 16, 5 тысячи рублей, а на ребенка старше 12 лет — 22 тысячи. — Примеч. Daily Storm). 

Но субсидии здесь не так важны. При натуральном хозяйстве вы тратите меньше средств, чтобы накормить ребенка. В городством домохозяйстве это намного труднее. Поэтому в данном случае опекунство выгоднее сельчанам, чем горожанам. Также семья получает льготу на коммунальные платежи, что особенно актуально для домов, где проведен газ.

Куда важнее другое. Учителя, которые забирают детей, находятся в середине своей карьеры, им по 30-40 лет. Закрытие школы для сельского педагога — это, скорее всего, понижение статуса. В городе трудно устроиться на аналогичную должность, там большой конкурс — бывает по девять человек на место. В школу теперь идут работать люди «заслуженные», со степенями. Поэтому опека детей школьного возраста в первую очередь сохраняет рабочее место, а увеличение классов ведет к увеличению зарплаты. В сумме получается целая экономика, завязанная на моральных ценностях. Однако в России есть некое недоверие к родителям-опекунам, якобы те берут детей из-за денег. Есть семьи, которые и правда достаточно инструментально относятся к ребенку: заключают контракт, получают 5000 рублей и тратят ровно эту сумму на содержание ребенка. Но таких все же меньшинство. Большинство выстраивает квазиродственные отношения.

 

— Какие были предпосылки у стратегии массового усыновления?

— В течение двух лет государство приняло две разные программы. Одну в 2007 году, она была нацелена на «оптимизацию» школ, то есть их сокращение. Это была достаточно либеральная политика, в том плане, что государство уменьшало свои траты на содержание социальных объектов и рассматривало это именно с точки зрения экономики. Под сокращение должны были попасть около 4000 детских садов и школ, что принесло бы 5% экономии бюджету. Невыгодно содержать школу для 30 человек, когда та была рассчитана на 200. К тому же санпин обязал, чтобы в каждой школе был теплый туалет, который, кстати, до сих пор есть не везде (По информации Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, более 2500 школ не имеют теплых туалетов. Всего в стране около 42 тысяч школ. — Примеч. Daily Storm). Чтобы выполнить это требование, опять же, нужны большие вложения. Плюс отопление, ремонт крыши и так далее. Малокомплектные школы стали невыгодны тем, что с советского времени осталась большая инфраструктура, которую нужно содержать. Вместе с этим всплыл и кадровый вопрос. В малокомплектной школе учителей мало. И всегда есть проблема, например, с преподавателями иностранного. Особенно сейчас, когда обязательными стали два языка. Кроме того, реформа мотивировала конкуренцию между школами. Самые лучшие школы забирали себе большее количество учеников. А значит, через подушевое финансирование учреждение получало и больше денег.

И вот решение об «оптимизации» власть совмещает с другой инициативой, согласно которой семейное устройство детей — приоритет государства. На тот момент, в 2007 году, более 90% семей, в которых находились дети-сироты, были опекунскими. Опекуны в данном случае — прежде всего родственники. Приемных семей насчитывалось очень мало. Первые приемные семьи стали появляться в 2000-е годы. Усыновлений было мало не потому, что семьи не хотели брать ребенка, а потому, что механизм на тот момент был еще не отработан. Но в 2007 году государство поставило конкретную задачу: 24% всех детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть устроены именно в приемные семьи. И получается, села попадали в это окно возможностей, находились на пересечении двух государственных политик: с одной стороны, власть хочет сократить школы, а с другой — устроить детей в семью. Это стало сильным стимулом. Различные социальные меры вводятся до сих пор. Например, не решена проблема с подростками — из интерната забирают в основном маленьких детей. Поэтому за подростков вводятся денежные надбавки.

Полный текст здесь.

Вам может быть интересно: