Путевые впечатления по поездке в Лысьву (Пермский край)

Делимся впечатлениями об еще одном месте наших полевых работ в рамках проекта "Экономика "неформального здравоохранения" в современной России". Это город Лысьва в Пермском крае. Туда состоялось несколько поездок в сентябре 2013 года, поскольку город оказался весьма интересным.

На беглый взгляд внешнего наблюдателя, в местной жизни много парадоксов.

Административный парадокс 

Начнем с административного статуса города. Его метаморфозы — хорошая иллюстрация того, как система местного самоуправления адаптируется под нужды и чаяния местных чиновников. Два года назад на месте Лысьвенского муниципального района возник одноименный городской округ, а нижний уровень МСУ (городские и сельские поселения) был полностью ликвидирован. При этом в самой Лысьве проживает примерно 85% населения муниципального образования (около 65 тыс.человек), а площадь города занимает менее 1% (!) от территории городского округа. Назвать остальные 99% земель сельскохозяйственным придатком города не получается: слишком далеко от него находятся малочисленные поселки. Они угасают вместе с постепенным вымиранием лесозаготовок, железной дороги и социальной инфраструктуры в этой части Пермского края.

Любопытно, что глава Лысьвенского района, совершивший два года назад административную революцию, на своем посту не удержался, проиграл выборы главы городского округа. Сегодня местные жители в разговорах поминают его недобрым словом. Особое их раздражение вызывал тот факт, что руководитель района во время своего правления в Лысьве сам проживал в соседнем Чусовском районе.

Экономические и социальные парадоксы 

Многим советским гражданам город был заочно знаком благодаря продукции Лысьвенского металлургического завода — электроплитам «Лысьва», а также желтым эмалированным кастрюлям и кружкам. В то время город металлургов и машиностроителей процветал. Сегодня назвать его экономику благополучной никак нельзя. Металлургический завод и другие промышленные предприятия работают вполсилы. Туризм здесь не развит: особых природных достопримечательностей нет, а до Перми ехать 3-4 часа на автобусе. Согласно муниципальной статистике, самые высокооплачиваемые работники в Лысьве — чиновники и сотрудники правоохранительных органов. Однако сфера услуг и розничной торговли здесь весьма развита, а цены — отнюдь не низкие. На центральных улицах в глаза бросается изобилие разнообразных магазинчиков, лавок, салонов красоты, массажных кабинетов, аптек, туристических агентств, кафе, такси. В городе активно строятся — повсюду реклама магазинов стройматериалов. В частном секторе много новых 2-3-этажных «элитных» домов за высокими заборами. Все это говорит о том, что какой-то бизнес, и отнюдь не малый, здесь развивается.

От местных жителей мы слышали разные версии того, «на чем тут люди делают деньги», одна печальнее другой. «Вот этот конкретный особняк построил бывший пожарник, разбогатевший на лесе, а вообще-то у нас очень развит похоронный бизнес», — поясняет одна прохожая. Другая убеждена, что особняки «понастроили себе местные наркобароны, про которых все знают, что они наркотой торгуют».

Похоронное дело в Лысьве, возможно, действительно поставлено на широкую ногу. В каждом номере местной газеты — реклама четырех ритуальных служб и шести фирм по изготовлению памятников, очевидно, жестко конкурирующих друг с другом за клиента. На платные объявления-соболезнования отводится целая страница газеты. Точки общепита предлагают услуги организации поминальных обедов. Возможно, это лишь поверхностное впечатление, но такого развития индустрии сопровождения в мир иной мы не встречали ни в одном другом населенном пункте во время реализации нашего исследовательского проекта.

Впрочем, первое, что замечает иногородний в Лысьве — это не похоронный бизнес, а следы пагубного пристрастия людей к наркотикам и алкоголю, а также борьбу с ним. Несколько лет назад Лысьва входила в тройку городов Пермского края с наивысшим уровнем наркомании. Сегодняшняя статистика говорит о том, что ситуация значительно улучшилась. По словам местных экспертов, это произошло во многом благодаря работе правоохранительных органов, которые блокируют каналы поставок героина. Вместе с тем, простые наблюдения на улицах и разговоры с местными жителями показывают, что проблема сохраняет свою актуальность. В субботу вечером и воскресенье утром в центре города много неадекватных людей, с измененным сознанием, но без запаха алкоголя. В аптеках очереди за шприцами и перцовкой. На автовокзале много побирающихся людей, что нетипично для небольших российских городов. Сотрудница гостиницы рассказывает, что сын ("сам он принимает, но на системе не сидит") предостерегает её носить золотые украшения "в чужом районе" — серьги могут оборвать вместе с ушами. По словам одного из таксистов, дозу можно купить "чуть ли не в каждом доме", и все знают, у кого. Если верить местным жителям, то лысьвенские наркоторговцы обслуживают также и соседний город Чусовой, где наркотики не продаются.

Теперь о борьбе с зависимостями. Она также заметна в Лысьве невооруженным глазом. В поликлиниках, супермаркетах и административных учреждениях — ящики для сбора анонимных сообщений о точках продажи наркотиков. На заборах, автобусных остановках — реклама реабилитационных центров, где предлагается бесплатно и анонимно избавиться от пьянства и наркомании. В городе и его окрестностях работает несколько таких центров. Все они основаны местными религиозными общинами пятидесятников и неопятидесятников, а исцеление в них обеспечивается молитвами и тяжелым физическим трудом. И хотя проживающих в них немного, а отношение населения к ним весьма неоднозначное, по сути, это единственный развитый в городе сегмент социально-ориентированных НКО. За год через такие центры в общей сложности проходит около 800 человек.



Религиозный парадокс 

В Лысьве с населением около 65 тыс.человек есть одна действующая православная церковь. При этом в городе активно идет восстановление еще одного, разрушенного в советское время храма вместимостью 1500 человек. Для этого в каждом крупном публичном месте, включая поликлиники и торговые центры, стоят ящики для сбора средств на строительство. Возможно, построенный храм не будет пустовать, хотя похоже, инициаторов строительства вопрос его востребованности пока не очень волнует. В действующем храме на вечерней службе в субботу присутствует не более 30 человек. Это та постоянная аудитория верующих, которая формирует православный приход, в отличие от "захожан", вспоминающих о вере три раза в год — на Рождество, Крещение и Пасху.

В то же время, в Льсьве действует не менее пяти протестантских общин разного толка. Суммарная численность их членов — около 500 человек. Эти люди регулярно ходят на службы, для них вероисповедание определяет стиль жизни и формирует досуг, а церковь заменяет семейный клуб. Свои плоды приносит и активная социальная позиция пятидесятников, о которой сказано выше. Впрочем, по словам пастора одной из религиозных организаций, размер его прихода меньше, чем количество жильцов одного девятиэтажного дома. Поэтому сложно говорить о высокой религиозности жителей Лысьвы.

Напоследок - культурный парадокс

Главная культурная достопримечательность Лысьвы — муниципальный театр драмы им.А.Савина, широко известный в Пермском крае и за его пределами. В этом году он даже участвует в конкурсной программе российской театральной премии "Золотая маска". Однако когда местные жители объясняют, как пройти на центральную площадь города, где расположены муниципалитет, театр и Сбербанк, то говорят: «Знаете, где находится Сбербанк?» Здание Сбербанка здесь, как и во многих небольших российских городах, — самый роскошный новострой в населенном пункте, затмевающий и культурные, и административные объекты.