Путевые впечатления по поездкам в Алтайский край и Республику Алтай в июле 2011 года

Население живет натуральным хозяйством, охотой, сбором трав и браконьерством. Единственное место работы в селе – ферма, куда можно устроиться скотником или дояркой. Рабочее место – завидное, кто устроился – тому повезло.

Село Чарышское, Чарышский район Алтайского края

Чарышское – большое село и административный центр одноименного района, расположенное в долине реки Чарыш, на 30 километров ниже с. Сентелека. Горы здесь сравнительно низкие, местность довольно «безлесая», что, вероятно, является следствием значительной величины села и, соответственно, большим количеством выпасаемого скота.

Луговые склоны, окружающие село, летом «облеплены» местными жителями, массово выезжающими на сбор дикой клубники.

Статус районного центра не повлиял на наличие в селе асфальтовых дорог, да и в целом, облик Чарышского вполне сельский. Многоэтажная застройка присутствует только в центре, в этих зданиях расположены учреждения и магазины.

Ощущение «сельскости» усиливают коровы, мирно пасущиеся рядом с районной администрацией. Скота здесь вообще много, весь он свободно расхаживает по улицам. Большую часть огородов занимают посадки картошки.

Тем не менее, Чарышское выглядит довольно оживленно: везде, даже на боковых улочках, встречаются местные жители. Причем жители Чарышского, особенно девушки, одеваются совершенно по-городскому, что резко контрастирует с общей простой, почти деревенской, обстановкой.

Село Красный Партизан, Чарышский район Алтайского края

Село Красный Партизан – поселение-спутник Чарышского, по мнению некоторых местных жителей, может в скором времени войти в состав административного центра района и примкнуть к Чарышскому. Красный Партизан - большое село, граничит с райцентром, поэтому его экономика напрямую связана с Чарышским, где и работают многие местные жители.

Село Сентелек, Чарышский район Алтайского края

Сентелек – село средних размеров, окружённое со всех сторон живописными горными склонами, расположено недалеко от границы с Казахстаном. Село вытянуто вдоль горной реки Сентелек, которая впадает в реку Чарыш чуть ниже села. Река Чарыш пользуется большой популярностью у туристов-сплавщиков: один за другим проносятся по реке катамараны и рафты. Вдоль дороги к р. Чарыш виднеются кусты малины, красной и чёрной смородины, ягодники земляники и дикой клубники.

Село застроено частными домами и двухквартирными бараками. Многие дома мазаны глиной, как это делается в Малороссии. Это может указывать на то, что первые поселенцы приехали сюда с Украины и юга России.

По улицам преспокойно разгуливают поросячьи семейства, курицы и прочие домашние животные. В местах позеленее пасутся лошади и коровы, подъедая среди прочей травы листья конопли, встречающиеся почти на каждом шагу. Так как практически у каждого жителя своя бурёнка, в покупном молоке у селян нет нужды, и его не встретишь в магазинах.

Помимо обычного скота, в окрестностях села разводят маралов. Их мясо едят, а рога – панты – применяют в народной медицине, приписывая им чудодейственные свойства. Лошади активно используются как транспортное средство, на них ездят верхом и запрягают в телеги.

Идиллическую картину сильно портит обилие мусора на улицах и отсутствие ощущения целостности, единства села, что не вызывает желания остаться там жить.

Село Машенка, Чарышский район Алтайского края

Село Машенка – маленькое замкнутое поселение, не более 20-30 дворов. Еще некоторое время назад к нему не было нормальной дороги, местные добирались сюда на лошадях или на тракторе. Расстояние до ближайшего населенного пункта, где может быть оказана медицинская помощь - 19 км (с. Сентелек).

Население живет натуральным хозяйством, охотой, сбором трав и браконьерством. Единственное место работы в селе – ферма, куда можно устроиться скотником или дояркой. Рабочее место – завидное, кто устроился – тому повезло.

Инфраструктуру села составляют небольшой продуктовый магазин и фельдшерский пункт.

Село Поповка, Чарышский район Алтайского края

Село Поповка – еще одно «микро» село в несколько десятков дворов. На улицах практически никого нет, в воздухе висит атмосфера летних каникул.

На двери ФАПа – объявление о том, что фельдшер в отпуске, но в экстренных ситуациях можно звонить местной жительнице Надежде Сергеевне.

Школа – крепкая изба с огромной свежевыбеленной печью.

На двери продуктового магазина – множество объявлений, среди которых два приглашения – на праздник Дня Ивана Купалы и на дискотеку в честь праздника «День семьи, любви и верности».

Село Усть-Кан, Усть-Канский район Республики Алтай

Село Усть-Кан расположено при впадении реки Кан в Чарыш, на 90 км выше Сентелека. Прямой дороги между этими населёнными пунктами нет, надо ехать в объезд, что увеличивает путь более чем в два раза.

Несмотря на то, что Усть-Кан находится выше Сентелека (чуть выше 1000 м над уровнем моря), ощущения высоких гор нет из-за отсутствия большого видимого перепада высот. Холмы окружают село не со всех сторон, из-за чего возникает ощущение огромных просторов, причём именно степных просторов.

Несмотря на территориальную близость, природа здесь существенно отличается от чарышских. Почвы гораздо менее плодородны, из-за чего земледелие в этом районе развито слабо, зато процветает скотоводство. Но скот, в отличие от Сентелека и Чарышского, в самом селе не пасётся, а кормится на окрестных пастбищах и даже не загоняется на ночь.

Ставка в районе делается именно на скотоводство, а не на туризм. Тем не менее, на окраинах в последние годы появилось множество турбаз, домики в которых стилизованы под алтайские юрты. Подобная архитектура встречается и на многих частных участках – хозяева строят сараи, бани и летние домики такой формы.

За последние 10 лет площадь Усть-Кана существенно увеличилась: сюда съезжаются люди из района и уроженцы этих мест, переехавшие в своё время в Горно-Алтайск. Новые дома строятся преимущественно из камня, многоквартирной застройки нет. В оформлении новых домов используют металл и пластик, в результате они выглядят некрасиво и неуютно. Приятное впечатление оставляют только сохранившиеся деревянные дома в старой части села. Любопытно, что даже здесь работает несколько армянских строительных бригад.

В центре множество новых магазинов и торговых центров, а на главной площади красуется фонтан. Хотя центр и некрасив, но оставляет ощущение чистоты и порядка.

Население здесь преимущественно – алтайцы, люди говорят между собой на родном языке, но русский язык знают все. Этнический состав сказывается на уровне рождаемости – на улицах полно детей.

Село Кош-Агач, Кош-Агачский район Республики Алтай

Кош-Агач – село на Чуйском тракте на берегу р. Чуя, недалеко от границы с Монголией. Чуйская степь – высокогорье, высота Кош-Агача подбирается к 2000 м над уровнем моря. Но здесь также нет большого видимого перепада высот. Впрочем, по пути в Кош-Агач прямо с Чуйского тракт открывались виды на снежные четырёхтысячники, называемые местными жителями «белками».

Природа здесь самая невероятная из всех, встреченных в ходе поездки. Климат – резко континентальный: осадки здесь выпадают чрезвычайно редко, а зимой бывают сильнейшие морозы. Поэтому трава в степи низкорослая и не образует сплошного покрова. Только вдоль рек и ручьёв растут кустарники и небольшие деревья, а трава несколько гуще. Отсутствие растительности привело к тому, что местные жители ездят на машинах везде и в любых направлениях, поэтому вся степь испещрена просёлками и следами от колёс.

Колорита этим удивительным местам добавляют и многочисленные древние тюркские могильники, ритуальные камни и статуи.

Земледелием местные жители не занимаются вообще, поскольку это совершенно бессмысленно, придомовые участки пусты. Скотоводство, несмотря на скудные запасы корма, развито. Но и на него природа наложила свой отпечаток. Помимо коров здесь разводят баранов и неприхотливых яков и верблюдов. В степи до сих пор можно встретить кочевников, живущих в войлочных юртах.

Засушливый климат привёл к тому, что здесь до недавнего времени строились только так называемые дома без крыш. Потребности в традиционных крышах не было, и жилища строились в форме прямоугольных параллелепипедов. Такие дома еще сохранились кое-где, однако в последние годы люди, подчиняясь моде (потому что так делают везде), стали строить более привычные для нас дома с крышами.

Кош-Агачский район заселён преимущественно алтайцами и казахами, в селе есть даже мечеть. После распада СССР казахи стали выезжать в Казахстан, где не прижились и вернулись. Для вернувшихся был построен новый населённый пункт, названный Жана-Аул («Новый аул» - по-казахски). Впрочем, казахи живут и в других населённых пунктах района.

Село Чемал, Чемальский район Республики Алтай

Село Чемал расположено в долине реки Катунь в предгорье Алтая, лишь немногим выше 400 м над уровнем моря.

Катунь, наряду с Телецким озером, является главным местом туристического паломничества на Алтае. Вдоль дороги в Чемал располагается множество туристических баз и «диких» палаточных лагерей. Видимо, часть туристов живёт в Чемале, а остальные регулярно приезжают сюда за покупками, а также посещают основные достопримечательности села – женский скит на живописнейшем острове Патмос посреди Катуни и небольшую Чемальскую ГЭС, вокруг которой создан парк аттракционов и развлечений и целая туристическая ярмарка. В местах своего массового скопления туристы оставляют горы мусора.

Инфраструктура села во многом нацелена на туристов. Например, прямо рядом с автовокзалом находится современный фотомагазин, в котором можно приобрести карточки памяти для фотоаппарата и пр., что нехарактерно для населённых пунктов такого типа.

Население села преимущественно русское. Приезжающие туристы – тоже русские, в основном, из Новосибирска и Новокузнецка. Здесь совершенно не чувствуется колорит национальной республики. В селе строятся дорогие коттеджи, но и тихие уютные улочки на окраинах ещё сохранились. Места здесь красивые, но толпы туристов препятствуют наслаждению ими.

Село Сростки, Бийский район Алтайского края

Сростки – большое село, расположенное на берегу реки Катунь на Чуйском тракте, между Горно-Алтайском и Бийском. Это степная, равнинная часть Алтайского края.

Земли здесь плодородные, земледелие развивается активно. Леса практически нет, небольшой лес - лишь за рекой. Само же село чем-то похоже на украинские станицы – хатами, плетнями, подсолнухами в палисадниках и огородах. Недавно построена новая цветастая кичливая церковь.

Сростки известны тем, что здесь родился и вырос Василий Макарович Шукшин. Он очень любил эти места. Не так давно на горе Пикет писателю был установлен памятник, хорошо передающий его внутренний мир: он сидит в простой одежде и босиком на вершине и смотрит на село. С этого места открывается вид на некоторые алтайские горы, на Катунь с пойменным лесом и на все село. У подножия холма местные жители продают собственного производства соты, вкусный квас и варенье из дикой клубники.

В Сростках жизни Шукшина посвящены три музея: дом писателя (непримечательный и ненатурально выглядящий новодел); дом, который Шукшин купил матери на первый гонорар; школа, в которой он учился (переделанная в центральный музей). Кроме этого, на многих домах в селе встречаются таблички типа «здесь жил дедушка Шукшина» или «здесь жил в такие-то годы брат отца Шукшина» и тому подобное. Откровенно говоря, такое изобилие напоминаний очень навязчиво, это можно охарактеризовать как «шукшинианская вакханалия».

Несмотря на это, Сростки производят впечатление спокойного и уютного места.