Отходники XXI века
Явление отходничества достаточно распространено в современной России. В зависимости от региона можно наблюдать существенные различия, как в интенсивности этого явления, так и в восприятии его окружающими. Исследование Натальи Жидкевич.
Аналитик Проектно-учебной лаборатории муниципального управления ВШЭ Наталья Жидкевич представила на открытом семинаре лаборатории свое продолжающееся исследование «Социальный портрет современного российского отходника».
Региональные отличия
Исследование опирается на эмпирический материал, собранный автором в пяти регионах России. Большинство из них – регионы северной части европейской России – Вологодская, Костромская, Нижегородская области, традиционные центры отходничества. По задумке автора, исследование наряду с этими регионами будет включать и новые центры отходничества: в настоящий момент изучена Саратовская область и планируется провести исследования в Пензенской и Ульяновской областях.
Метод исследования – фокусированное интервью с отходниками, членами их семей и экспертами. Автора интересуют, в первую очередь, социально-демографические, социально-бытовые характеристики отходников, их статус в структуре общества, вхождение в систему обеспечения по месту регистрации.
Большинство отходников – это мужчины. Отходничество среди женщин развито в большей мере в северных регионах, чем в южных. Продолжительность отходничества может составлять от трех месяцев до полугода. Другой режим отходничества – это поездки на двухнедельные заработки с двухнедельным перерывом.
Центрами притяжения для отходников являются крупные города, в первую очередь Москва. Профессия и прошлый опыт работы играют незначительную роль в трудоустройстве отходника. Определяющим фактором становятся связи и коммуникативные способности.
Промежуточные результаты исследования подтверждают предварительный вывод о региональных различиях в явлении отходничества. Так, например, в Вологодской области отходничество – это скорее исключительное явление. Отходниками становятся те, кто не может найти работу по месту проживания, в местном обществе преобладает отрицательное отношение к отходничеству, а сами отходники пытаются скрывать этот факт.
Однако, в большинстве исследуемых регионов ситуация совершенно иная. В Костромской области отходничество – достаточно распространенное явление и отношение к нему нейтральное. В Саратовской области это явление в сознании людей вообще является нормой.
Уезжают, по мнению Жидкевич, более пассивные – для аналогичного заработка по месту жительства требуется больше усилий, совмещение нескольких видов деятельности, тогда как работа в крупных городах требует меньше организационных усилий.
Мотивация, как фактор социальной мобильности
Н. Жидкевич также разрабатывает типологию отходников на основе факторов мотивации. Она выделяет четыре основных фактора мотивации:
1. Обстоятельства (здоровье, наличие контактов (связей), семейные обстоятельства);
2. Ответственность за содержание семьи;
3. Мобильность (тяга к перемене мест, нежелание мигрировать);
4. Второстепенные потребности (желание выгодно отличаться от соседей).
Для каждого отходника данные факторы формируют его итоговую мотивацию. Идеальный случай, когда каждый из четырех факторов складывается в пользу миграции. Набор возможных вариантов группировки данных факторов достаточно широк. В целом полученные варианты можно поделить на три группы:
1.Отходники (идеальный тип и типы, где против миграции оказывается только один из факторов);
2. Колеблющиеся (более сложное сочетание «за» и «против» отходничества);
3. Неотходники (совокупность факторов, фактически, исключает отходничество для данного человека).
По мнению автора разрабатываемая им типология поможет в изучении объекта исследования, мотивации отходника к переезду. Проводимое исследование может также иметь ценность для прогнозирования уровня социальной мобильности. См. на сайте НИУ ВШЭ http://www.opec.ru/1541073.html.