Новости

Лесные поселки вдоль узкоколейной железной дороги Семигороднего леспромхоза.

Путевые заметки Марины Беляевой

Семигородняя узкоколейная железная дорога (УЖД) принадлежала Семигороднему леспромхозу и до 80-х годов прошлого века именно эта узкоколейка считалась одной из самых передовых в Советском Союзе.  Узкоколейная железная дорога пролегала по территории Харовского и Сямженского районов Вологодской области от станции Семигородней до лесного поселка Дружба. Была построена в 1946 году на базе монорельсовой дороги. Протяженность – 115 км, длина веток и усов составляла не менее 80 километров. Вдоль УЖД строились лесные поселки, где жили лесозаготовители. Дорога действовала до начала 2003 года (поддерживалось регулярное сообщение, ходили и рабочие и пассажирские вагоны).

Из 9 лесных поселков, существовавших в советское время, на сегодня жилыми остались 5 – поселки 6 и 17 км, поселки Томашка, Согорки и поселок Дружба.

Поселки 6 км и 17 км

Поселок 6 км - постоянно проживает 3 семьи. До поселка и дальше до 15 км бывшей узкоколейки идет лесовозная дорога.

Поселок 17 км  - постоянно проживает 2 семьи, дороги до поселка нет (лесовозная дорога до 15 км, а дальше пешком по просеке, оставшейся от узкоколейки). Местные жители ездят летом на каракате за продуктами или в Томашку, или в Семигороднюю. Зимой на мотособаке.

Жителям этих поселков по программе расселение ветхого жилья предоставили квартиры на станции Семигородняя, но они пока уезжать не хотят.

Направление из Томашки на поселок 17 км - узкоколейная железная дорога полностью разобрана, осталось только направление.

 

Поселок Томашка

Поселок Томашка был создан в 1949 г., население в советское время – около 2000 человек. Сейчас постоянно проживает около 30 человек. Добраться до поселка можно по бетонной дороге - 8 км от федеральной трассы.

Работой обеспечивает только местный предприниматель – лесозаготовитель, у него же есть и пилорама, на которой сейчас трудится 3 человека. В зимние время в лесу работает 2 бригады (по 7 человек). Этот же предприниматель открыл и местный магазин, за продуктами ездит сам в Вологду.

Интересно то, что предприниматель Александр Борисович – является потомственным лесозаготовителем, в Томашке, в советское время, заготавливали лес еще его родители.

 

Поселок 47 км.

Поселок 47 км. Еще в 2002 году, когда действовала УЖД оставался жилым. Сейчас проехать можно только по лесовозной дороге. Целыми остались только погреба. Дома полностью разрушены.

Поселок Согорки

То, что осталось от узкоколейки близи деревни Согорки – мост через р. Сямжену.

Сейчас проезд до деревни Согорки – это 26 км по грунтовой дороге от федеральной трассы.

На сегодня в Согорках постоянно проживает около 60 человек, в основном пенсионеры. Действует ФАП, магазин, почта. Работы нет никакой. Никто из местных не работает в лесу, и это несмотря на то, что рядом с поселком идут масштабные лесозаготовки. Только один мужчина работает на контрольно-пропускном пункте. Не зарабатывают местные жители и на рубке дров – или рубят сами у кого есть техника для вывоза, или покупают у предпринимателей из райцентра.

Поселок Дружба

Самый дальний и, на удивление, самый жилой поселок. Поселок Дружба строился в 1970-х годах, на месте поселка Синьгойма. Здесь располагался Тафтинский лесопункт Семигороднего леспромхоза. Добраться можно было только по узкоколейной железной дороге  – поселок Дружба был самым дальним – 97 км от станции Семигородняя.

На въезде в поселок стоит памятник «пионерке» – узкоколейной дрезине. Такие «пионерки» были у многих жителей и считались обычным средством передвижения. Могли собираться самостоятельно – на базе металлических уголков или остова старой металлической кровати, и двигателя от мотоцикла.

Для жителей поселка «пионерка» стала единственным средством передвижения, когда перестали ходить поезда. На ней из соседних Согорок привозили фельдшера, если кто-то заболел, или надо было делать прививки. На ней же возили и хоронить (цепляли еще платформу) в Семигороднюю, или в Согорки.

До начала 2003 года, когда было прекращено движение поездов Семигородняя – Дружба, электричество в поселке вырабатывала дизельная станция.

Здание дизельной подстанции

После прекращения деятельности Семигородней  УЖД, по которой привозили топливо для подстанции, жители поселка на 2 года остались практически без электричества - получали электроэнергию от дизель-генератора по графику. Напряжение подавалось в течение двух часов, если было топливо.

Староста поселка Алексей «У нас, у единственных был 12-вольтовый телевизор, а как раз шли, знаете, - эти мыльные оперы «Богатые тоже плачут», «Просто Мария»… Ужинали стоя, сесть некуда, собиралась целая изба народу смотреть…»

Автомобильная дорога к поселку была построена в 2004 году.

Сейчас постоянно проживает около 60 жителей, много молодежи, 14 детей.

До 2006 года работала школа, - закрылась, когда некому стало работать.

Работа в поселке есть на местной пилораме и в зимний период - на лесозаготовках. Многие живут за счет лесных богатств – ягоды, грибы, сейчас востребована чага.

Старостой поселка (он же местный предприниматель-лесозаготовитель) при содействии администрации поселения построена детская площадка и обустроено место, где дети могут ждать школьного автобуса.

Построен и мостик – «чтобы молодожены фотографировались».

В поселке работает магазин – хорошо видна разница - в советское время и сейчас – вагончик на фоне здания магазина продовольственных товаров.

Вам может быть интересно: