Новости

Круглый стол "Гаражная экономика"

Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» обнародовал результаты проекта «Гаражная экономика». Презентация состоялась 19 апреля в гостинице «Метрополь».

Спикеры: Александр Павлов, главный редактор ИА «Ульяновск-город новостей», автор проекта; Сергей Селеев, аспирант Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, соавтор проекта; Симон Кордонский, председатель экспертного совета фонда, ординарный профессор НИУ ВШЭ. 

Эксперты: Светлана Барсукова, профессор НИУ ВШЭ, доцент; Леонид Косалс, ординарный профессор НИУ ВШЭ; Дмитрий Рогозин, директор Центра федеративных исследований ИНСАП РАНХиГС. 

«Гаражная экономика» – это уникальный социально-хозяйственный феномен, который практически никак не проявляется в информационном поле, не находит прямого отражения в официальной статистике, кажется невидимым для государства, но который хорошо известен на обыденном уровне. 

Гаражи давно перестали быть местом для хранения автотранспорта и консервированных закусок. Сейчас многие гаражи – это место для разнообразной деятельности, которая принимает самые разные формы. Гаражная экономика начала бурно развиваться в 2000-е годы, когда государство позволило строить гаражи на земле ГСК без разрешения на строительство. В эти же годы собственники и арендаторы гаражных боксов впервые получили полное право заниматься в гаражах любой разрешенной законом предпринимательской деятельностью без регулирующих ограничений, что быстро привело к серьезному расширению функций гаражей — появились гаражи-офисы, гаражи-магазины, цеха на землях ГСК, а также гаражи-таунхаусы для отдыха и сдачи в аренду. В 2010-е годы ограничения ослабли настолько, что стали строить даже отели-эллинги и гаражи-«небоскребы». 

В гаражную деятельность вовлечено огромное количество людей – «гаражников», для многих из которых гаражная занятость является основным источником ресурсов для жизнеобеспечения. В ряде городов с гаражной деятельности кормится до трети трудоспособного населения. 

По мнению исследователей, основная мотивация к началу гаражной деятельности — это необходимость выживать и обеспечивать достойный уровень жизни себе и своей семье. Серьезную роль играет и желание независимости в своей деятельности, а также нахождение приложения своего труда, что уже граничит с поиском самореализации как профессионала, что влечет за собой, пусть и локальное, но немаловажное признание. Прямая фиксация цели деятельности как зарабатывания денег отмечается гораздо реже. По этому и другим критериям гаражный труд авторы исследования относят к ремесленничеству, а не к бизнесу. Основная форма организации коллективной трудовой деятельности − артель, в которой вознаграждение выплачивается по трудовому вкладу. 

Подпитывает уход в гаражи давление на малый бизнес. Опрос в ГСК Ульяновска, где активное вытеснение независимого малого бизнеса началось приблизительно в 2011-2012 годах, показал, что не меньше трети тех гаражников, которые начали свою деятельность в последние несколько лет, имеют опыт предыдущей легальной предпринимательской деятельности. 

Особый интерес представляют отношения гаражников с государством. Как выяснили исследователи, практически везде местным властям отлично известно о деятельности гаражников, но их предпочитают серьезно не трогать до определенного момента, ограничиваясь неформальными сборами в виде помощи району, подачек на благоустройство, обязательствами новогоднего оформления и так далее. Настоящее давление начинается лишь тогда, когда оборот гаражной деятельности начинает превышать некий условный порог, то есть, когда гаражник, по мнению власти, «богатеет». В этом случае его деятельность либо обкладывается данью на местном уровне (по словам одного из гаражников до 10% с оборота), либо силой легализуется, либо отнимается. Где-то гаражникам выгодней оказывается мимикрировать под «легальный бизнес», где-то ровно наоборот, где-то наилучшей стратегией оказывается дача взятки, а где-то активное противостояние проверяющим. При этом с помощью формальных механизмов взаимодействие с государством не осуществляется практически никогда. 

Гаражная деятельность незаметна для большинства обывателей – гаражники привыкли надеяться только на себя и на свое окружение, не ждут и не ничего не требуют от государства. 

Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» учрежден в 2007 году. Фонд оказывает содействие проведению научных исследований, направленных на формирование знания социальной реальности современной России и организации российского общества, способствует обнародованию независимых знаний. На сегодняшний день фонд поддержал реализацию нескольких десятков проектов, наиболее обсуждаемыми среди которых стали «Отходники в малых городах России» и «Социальная структура российского провинциального общества». Председатель правления фонда – Александр Клячин. 

Дополнительная информация: 7(919) 109-44-40, Дарья Пархуць; 7(916) 984-60-50, Чолпон Бейшеналиева www.khamovniky.ru.

Вам может быть интересно: