Новости

Грех статистики (КоммерсантЪ, 08.04.2017 г.)

Почему отчетность не совпадает с реальностью.

Статистику принято считать разновидностью лжи. Но статистика, встроенная в "вертикаль власти", неизбежно становится инструментом, с помощью которого государство обманывает не столько население, сколько себя. 

...Ольга Моляренко, преподаватель кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ, напоминает: "Если вы помните, в самом начале кризиса были катастрофические прогнозы: вот, сейчас экономика рухнет. Но она не рухнула, а начала потихоньку снижаться. Власть сама не ожидала, что у нас есть какая-то подушка. Этой подушкой оказался, естественно, неформальный сектор. 

Если же мы посмотрим на системные ошибки, увидим, что существующие предпосылки для искажения данных Росстатом ведут преимущественно к занижению показателей. К примеру, если смотреть статистику по населению, в сельской местности обычно 15-процентный недоучет. И когда я сравнивала по некоторым территориям данные по основным фондам предприятий, у налоговой показатели были в два-три раза выше, чем у Росстата".  

Среди причин, по ее словам, тотальное сокращение в начале 2000-х сотрудников низовых подразделений Росстата — тех, кто непосредственно собирает данные и вносит в систему:  

"На районы с 90 тыс. населения оставлено по два-три человека, которым нужно следить за огромным потоком исследований. И при экономических переписях (малого бизнеса и других) им сложно следить за теневым бизнесом или бегать за предпринимателями, которых не оказалось по юридическому адресу". Почему предприниматели и государство не замечают друг друга. 

Вторая большая проблема, продолжает Моляренко, межведомственные барьеры: "Горизонтальные каналы не работают. И, например, Росстат и ФНС, кроме списков предприятий для переписи, обмениваться данными не могут. Не могут сравнить, что было подано в Росстат, а что в налоговую: это запрещено, так как нарушает конфиденциальность". 

При этом данные ФНС в принципе предпочтительней — и потому, что в налоговую предприятия исторически отчитываются "более тщательно", и потому, что ФНС может работать со всей "официальной частью" их множества:  

"При условии передачи ФНС в Росстат деперсонализированных данных можно отменить огромное количество статистических форм. Росстату не обязательно получать первичные данные. Если будет налажена передача сводных данных — этого достаточно".  

Намерения Минэкономики в принципе созвучны этим рекомендациям: глава МЭР Максим Орешкин основными задачами назвал повышение "качества статистических данных и их открытости, уровня доверия общества к статистике и снижение нагрузки на предприятия в части статистической отчетности с помощью новых информационных технологий, внедрения методов анализа больших данных, взаимоувязки системы статистического учета с другими крупными агрегаторами данных, такими как Банк России и ФНС России". 

"Тут может быть ловушка,— предупреждает Моляренко.— Если сейчас за счет получения данных от ФНС и от Центробанка будет рост показателей, все будут обвинять Росстат в "рисовании", хотя фактически так получается по нашим выкладкам, ситуация в стране в общем-то лучше, чем она Росстатом всю жизнь позиционируется.  

С другой стороны, мы понимаем, что стремление к искажению данных тоже есть. Я не могу предсказать, каким будет это соотношение роста, связанного с повышением качества данных, и роста, связанного с заинтересованностью в приписках"...

Полный текст статьи.