Гаражная экономика. Набережные Челны

Все местные жители, которых мы спрашивали про гаражные производства, единодушно отвечали, что за этим нужно идти в «Гренаду». И они не обманули. ГСК «Гренада» - это кооператив примерно на тысячу боксов с центральным отоплением. Основной вид работ – производство запчастей для «Камаза». Что интересно, стратегия развития города, которую писала одна из консалтинговых фирм, предусматривает вывод гаражников из тени с помощью признания их официальными поставщиками завода.

Первое, что поражает, когда подъезжаешь к Набережным Челнам, это огромные дачные массивы, сливающиеся с линией горизонта. С моста через Каму на них открывается превосходный вид: очень четко видно границы между успешными и вымороченными товариществами. В товариществах, в которых, по всей видимости, нет проблем с электричеством и водоснабжением, много новых домов, в том числе и капитальных, а участки обрабатываются.

Все местные жители, которых мы спрашивали про гаражные производства, единодушно отвечали, что за этим нужно идти в «Гренаду». И они не обманули. ГСК «Гренада» - это кооператив примерно на тысячу боксов с центральным отоплением. Основной вид работ – производство запчастей для «Камаза». Что интересно, стратегия развития города, которую писала одна из консалтинговых фирм, предусматривает вывод гаражников из тени с помощью признания их официальными поставщиками завода.

Помимо этого, в «Гренаде» есть магазины, кафе, производство окон, мебели. Не говоря про стандартные СТО и шиномонтажи. В целом, около двух третей владельцев в этом кооперативе занимаются каким-либо видом производства, причем с пр причем с применением станков. Для поддержания порядка внутри ГСК, каждая линия боксов избирает старшего по линии, который представляет их интересы на собраниях. Однако, владелец бокса, который использует гараж исключительно для того, чтобы ставить в него машину и хранить овощи в подвале, недоволен тем, что все проходы в его линии завалены продукцией, произведенной его соседом. Эта ситуация вынудила его выставить гараж на продажу и подыскивать место в соседнем ГСК.

Естественно, что во многих кооперативах производство связано с «Камазом». Например, одни умельцы из старых запчастей собирают валы отбора мощности, красят их и продают как новые. Со слов председателя одного из кооперативов, владельцы подобного производства сильно на этом поднялись, купили базу и скоро съедут. В его же кооперативе был цех по производству боковых зеркал для тех же «Камазов». Но хозяева-мусульмане продали производство, купили дома в Турции, и уехали туда.

Из нестандартного – двухэтажный гараж с подвалом, предназначенный под квесты в реальности. Трое молодых ребят-программистов решили начать свой бизнес и заканчивали отделку помещения. Каждый этаж стандартного гаражного бокса предназначен под отдельный квест, сценарий которого они разработали сами. Снаружи двухэтажный гараж без окон выкрашен в черный цвет и выделяется из общей массы боксов. Ребята купили гараж и договорились с председателем по поводу своей деятельности (главный вопрос в таких случаях – заезд посетителей на территорию ГСК). Привлечением клиентов занимаются через социальные сети и в кооперации с другими подобными проектами.

Реклама гаражной продукции и услуг – интересная тема. Большинство продвигает себя с помощью сарафанного радио, интернета. Но вот в одном из кооперативов в Набережных Челнах к рекламе подошли с большим размахом и установили на въезде в кооператив большое электронное табло, на котором крутят рекламу СТО, шиномонтажей, сауны и простых Дядь Вась, которые работают в этом ГСК. В этом же кооперативе сидят антиквары и расположен центр экспертизы.

А вот новые боксы, как и везде впрочем, строятся сразу под производство. Есть целый кооператив из 15 больших боксов (12х8 м, двухуровневые), которые принадлежат председателю ГСК, который сдает их. Во всех ведется деятельность.