Новости

Феномены самолечения в Коссинском и Чердынском районах Пермского края

В Косе в нескольких организациях говорили о Татьяне Вячеславовне – бывшем главном враче Косинской больницы. На сегодняшний день она – пенсионерка, руководит кружком «Здоровье» в местном доме культуры, более 12 лет поет в народном ансамбле.

«Народный врач» в Косе

Рассказывает, что увлеклась народными средствами лечения в период собственного лечения от рака в 1980-х годах, упоминает о пользе шишек и касторки. В 1989 году окончила курсы народного целительства в Перми с «красным» дипломом. По ее словам, на курсах обучалось около 400 человек из Минска, Харькова, Санкт-Петербурга и других городов, но она была одной из лучших.

Её авторский кружок «Здоровье» посещает 13 пенсионеров, некоторые из них ходят на занятия более четырех лет. Курс состоит из траволечения и комплекса физических упражнений, которые необходимо выполнять строго нечетное количество раз («так надо»): фиговый лист, рюкзак, плавание к низу, плавание к верху, пингвин, чучело, мячик, кокетка, балерина, ножницы, робот, рубка дров, мишка косолапый, замыкание контура. Все упражнения были продемонстрированы трижды.

Ссылаясь на некоторых специалистов, целительница считает, что лечиться необходимо в соответствии с графиком:

График благоприятных и неблагоприятных периодов для лечения, где Я - январь, Ф - февраль, М - март и т.д.

Предположим, что январь – месяц рождения пациента, тогда период с октября по апрель, т.е. три месяца «до» и три «после» рождения, соответствующие участкам возрастания кривой, являются неблагоприятными для лечения, поскольку организм человека в эти полгода находится «на подъеме». Остальные шесть месяцев, соответствующие снижению кривой, являются периодом ослабленного иммунитета и требуют повышенного вмешательства в поддержание здоровья. Особое внимание следует обратить на период с сентября по октябрь, когда наблюдается наибольший упадок жизненных сил: на этом отрезке следует сконцентрировать основные усилия по лечению. Лечение же в период «подъема» может только навредить пациенту.

К Татьяне Вячеславовне обращаются за помощью не только из соседних деревень, иногда присылают за ней машину и привозят к лежачим больным (в Пермь, Кудымкар). Судя по её рассказам, к ней обращаются отчаявшиеся пациенты (тяжёлые и раковые больные): «некоторым безнадежным пациентам удалось продлить жизнь на 3-5 лет, даже когда врачи прогнозировали не более 3 месяцев».

Поскольку в Косе все её знают и она пользуется авторитетом среди местного населения, к ней часто обращаются просто за советом или за психологической помощью и поддержкой. При этом, Татьяна Вячеславовна работает безвозмездно («пенсии хватает»), но, в то же время, она может принять подарок от своих «учеников».

Пчеловод в Покче

В местном ФАПе нас направили к семье Карловских по адресу, где обнаружился утопающий в бурьяне участок. Покосившаяся избушка с заколоченными ставнями не подавала признаков жизни, и мы решили уточнить все у соседей. Напротив стоял крепкий деревянный дом с кружевными занавесками, красными геранями на окнах, и спутниковой тарелкой, через забор было видно просторное подворье. На наше шуршание у калитки откликнулся глухой собачий лай, затем вышел сам хозяин, - коренастый мужчина лет пятидесяти, в робе и кирзовых сапогах. Как оказалось, это и был Карловский. Мы представлялись, объяснили цель приезда, и он без лишних расспросов согласился с нами побеседовать.

Выяснилось что, пасека у Карловских насчитывает 45-50 ульев, мёд цветочный, традиционный для уральского разнотравья. В лечении использует мёд, прополис и яд пчелы. Апитерапия проводится двухнедельным курсом в домашних условиях, лечит радикулит, остеохондроз. По словам пчеловода, такие манипуляции он проводит лично и только знакомым людям, так как знает о возможных тяжелых аллергических реакциях. Тем не менее, поправить здоровье к нему приезжают из соседних поселений, Чердыни, Рябиновки и пр. Мази и настойки «по-соседски» даются знакомым, по мере необходимости, а мёд идет на продажу. Кроме того, Карловские делятся опытом бортничества и помогают устроить пасеку еще нескольким семьям в селе.

Схемы лечения, рецептуры мазей и настоек на основе прополиса, как ни странно, берут из интернета и книг. Приготовлением занимается жена. Что касается траволечения, пчеловод не без сожаления отметил, что эти традиции и знания, во многом, утрачены, хотя жители продолжают заниматься сбором простейших лекарственных растений - душицы, мяты перечной, подорожника, мать-и-мачехи.
Поблагодарив пчеловода за участие в исследовании, мы отправились дальше.

Костоправ в Покче

От местных жителей нам удалось узнать о проживающем в Покче костоправе. Приехав к нему домой, нам удалось побеседовать с его женой. Выяснилось, что основная профессиональная деятельность врачевателя - работа в полиции. Он обучался на факультете физического воспитания, впоследствии прошел курсы массажа, учился и перенимал опыт у бабы Стеши, которая просила его о помощи: «Стеша старенькая уже была, силы в руках не было, так вот она определяла проблему, показывала как делать, а он уже и выправлял, у него тоже очень чувствительные руки».

После смерти бабы Стеши он стал врачевать самостоятельно в свободное от работы время. На лечение к костоправу приезжают и из окрестных деревень и сел, из городов Ныроба, Чердыни, Соликамска, даже из Перми. В основном, он лечит сложные переломы, позвоночные грыжи, опущения. Денег за свои услуги врачеватель не берет, лечение проводит на дому.

Баба Стеша

Бабу Стешу в Покче помнят все. По мнению местных жителей, она была настоящая знахарка, причем потомственная (её мать и бабушка тоже целительствовали). Она знала лечебные травы, когда, где и по каким приметам собирать, умела лечить руками, «правила кости», применяла заговоры, молитвы, «шептала». К ней обращались за помощью даже хирурги, чтобы разобраться в сложных переломах и вывихах.
По рассказам местных жителей её убили в своем собственном доме во время кражи. В доме знахарки было много старинных икон, на которые позарился вернувшийся из зоны односельчанин.

Знахарка из Рябинино

Уже смеркалось, когда мы из Покчи направились в Рябинино. Дорога заняла у нас 15 минут и отняла 150 рублей. Спросив у прохожих про местную врачевательницу, мы быстро добрались до нужного адреса. Небольшой деревянный дом был огорожен аккуратным низким забором, в окне горел свет. На наш стук в окно никто не откликнулся, но дверь была открыта и мы решилась войти внутрь. В темных сенях пахло терпкими травами, сырым деревом и копотью. Тяжелая дверь открылась с жутким скрипом и на пороге в полоске света возникла сухая старушка, сердито проговорив: «Кто там?! Я после пяти не принимаю!».

Мы объяснили, что проводим исследования по сельской медицине, и хотели бы задать несколько вопросов.

Лена Шуралева (участник экспедиции) решила поговорить с целительницей сама, и дальнейший диалог выглядел так:

Знахарка: Ну, заходи, не студи избу-то! Спрашивай чего надо!

Зашла осторожно, стараясь не ступать грязными ботинками на домотканый половик. По всему дому сновали коты и кошки. В комнате в самом далеком углу над телевизором стоял целый иконостас из старинных образов.

Лена: Вы давно в Рябинино живете?

З: Да всю жизнь живу, всех знаю, все меня знают…

Л: К вам часто обращаются люди за помощью, когда болеют?

З: Обращаются, помогаю, чем могу! Дети малые болеют, или наговор какой, - я молитвой лечу, да и только. Кто в церковь не ходит, те ко мне идут. Еще травы собираю.

Л: Обращаются местные жители, или из других сел тоже?

З: Да, приезжают из Чердыни, да Бог весть, откуда, я не спрашиваю. Всем помогаю, молитвой лечу!

Я: А сколько человек в день к вам обращается за помощью?

З: Когда никого, а когда и десять. Что за вопросы спрашиваешь, чего вообще пришла? Не принимаю я после пяти!

Я: Спасибо большое за ответы. Извините что потревожили. До свидания.

«Ходят, ходят, спрашивают чего-то», - донеслось ворчанье знахарки.

Подводя краткие итоги, следует сказать, что местное население в Коссинском и Чердынском районах охотно прибегает к помощи врачевателей и знахарей. Среди причин популярности самолечения и знахарства стоит отметить:

удаленность центров профессиональной медицинской помощи, в том числе, отсутствие аптечных пунктов в селах;

нехватка узких специалистов на местах и в районных центрах;

особенность менталитета, вера в сверхъестественные силы, молитву больше чем в компетенции медицинских специалистов.

Вам может быть интересно: