День полярника, перспективы БАС и развитие авиации в удаленных регионах

Параллельно с выполнением кабинетных этапов проекта было и несколько «полей»: удалось посетить мероприятия – дискуссии, конференции и заседания, в том числе выступления на NAIS-2023, HeliRussia-2023 и некоторых других выставках и съездах. О «наполнении» самих выставок, «качестве кооперации и количестве возможностей» достаточно материала на просторах сети, что не могу сказать о тех докладах и обсуждениях, которые имеют место быть на подобных мероприятиях, вынося на повестку многообразие проблем и перспектив обсуждаемой отрасли.

Безусловно, основная тема отрасли в 2022-ом году – это влияние политических и экономических мер санкционной кампании. В связи с изменениями в международных отношениях произошло и существенное уменьшение рейсов международных перевозок. Одновременно, для некоторых из региональных направлений, в том числе и для местных авиалиний, это ознаменовало увеличения пассажиропотока, либо ожидание его увеличения. В качестве примеров можно выделить Апатиты (Хибины) или же Камчатский край как целый регион – то есть перспективные отечественные курортные направления. Эксплуатанты и аэропорты в подобных условиях стараются улучшать и обновлять качество инфраструктуры для принятия новых типов судов и пассажиров.

Одновременно с этим есть и регионы Дальнего Востока и Арктики – где существование авиации часто коммерчески убыточно, но не менее важно. Более того, в отличие от многих «шоколадных» в плане пассажиропотока направлений, остановка воздушного движения может привести к угрозе связности территории и жизнеобеспечении людей. Для поддержания инфраструктуры работают ФКП, хотя в связи с увеличивающейся нагрузкой на регулятор появляются обсуждения о возможном изменении организационно-правовой формы существования местных авиапредприятий и аэропортов под угрозой стагнации и абазии сегмента отрасли.

Необходимо подчеркнуть, что почти все доклады, связанные с развитием отрасли в отдаленных территориях, так или иначе об инфраструктуре воздушного транспорта и организации воздушного движения в существующих условиях. Вне зависимости от того, идет ли речь о проведении вертолетных операций на различных категориях морских объектов, или же об интеграции беспилотников в воздушное пространство регионов Крайнего Севера, или же о правовых коллизиях сущности «посадочные площадки» - это всегда о необходимости пристального внимания к имеющейся инфраструктуре в контексте безопасности полетов и условий и возможности ее эксплуатации.

Но стоит не забывать, что в сложившейся ситуации большая нагрузка ложится и на авиационную промышленность. Необходимо смириться, что несмотря на многомиллиардную поддержку авиапром не сможет в короткий срок предложить решения для полного импортозамещения в авиастроении. Ситуация свойственна, в том числе и для парка легких воздушных судов. Стоит отметить, что даже столь ожидаемый всеми ЛМС-901 «Байкал» в перспективе лишь частично готов заменить своего предшественника. Более того, изначально скорее всего появится сертифицированное судно с иностранным двигателем и винтом, а появление полностью «отечественного аппарата» может стать вопросом нескольких лет.

Говоря о перспективах развития беспилотников, стоит отметить влияние последних на воздушное пространство. Теперь, так воздух «G» точно будут делить кардинально разные по размеру и задачам суда, а управлять ими будут люди разного уровня квалификации, подготовки и «связеобеспеченности» друг с другом. В связи с этим для сохранения безопасности полетов появляются и активно поддерживаются идеи оснащения трекерами всех участников воздушного пространства для полной видимости друг друга.

В заключение хотелось бы отметить, что вышеупомянутые обобщения о развитии малой авиации сделаны на основе материалов посещенных мероприятий, стенограммы и записи которых пойдут в итоговый отчет и будут учтены при составлении конечного материала. Несмотря на это, в случае появления спроса со стороны читателя, может быть подготовлен и более подробный очерк.

Также хотелось бы упомянуть, что в рамках съезда и конференции РООСПОЛ-Москва, приуроченному ко дню Полярника, удалось презентовать результаты первого этапа проекта.

Помимо организационно-правовых вопросов, на конференции обсуждались, и присутствовали соответствующие выступающие, которые занимаются культурно-просветительской и научной пропагандой и поддержкой Полярной авиации. Так, среди выступлений были презентации о музее полярной авиации в Диксоне и частных разработках модернизированного АН-2 для нужд в АЗРФ.