Большой суд в Батайске

Интересным примером построения взаимоотношений между Управляющей компанией и жильцами дома является следующий случай, происшедший в Батайске.

Батайск – город, располагающийся в восьми километрах к юго-востоку от Ростова-на-Дону и являющийся его спутником. В настоящее время в Батайске живет и немало бывших ростовчан. Происходит это по той причине, что многие, в том числе молодые, семьи, не располагающие достаточными средствами для приобретения и строительства жилья в Ростове, вступают в долевое строительство в Батайске, или приобретают уже построенное жилье на первичном или вторичном квартирном рынке.

Итак, Управляющая компания, работающая в одном из районов Батайска, а конкретно в авиагородке, решила сразу решить все свои разногласия с жильцами одном из домов. В ходе приведения в порядок своих финансовых отношений она подала в суд одновременно почти на полдома для взыскания задолженностей по коммунальным платежам, независимо от срока и суммы задолженности. В результате к суду был привлечен 21 собственник квартир. Срок их задолженности колеблется от одного месяца до одного года с лишним. Разброс сумм взыскания также значительный – от 356 рублей до 33103 рублей, средний размер задолженности составил 2-3 тысячи рублей. Причинами неплатежей при небольших суммах задолженности, как правило, являются случайности и забывчивость. В одном из случаев люди не платили потому, что занимались ремонтом. В начале не запомнили куда положили платежки, потом забыли, что их не оплатили, затем не рассчитали деньги и не смогли в срок внести платеж, в итоге накопилась задолженность за три месяца. В другом случае семья готовилась к свадьбе. Время это всегда напряженное, много дел, нехватка времени, большие расходы, было явно не до коммунальных платежей. Первую квитанцию не оплатили. В следующем месяце произошло то же самое, при этом одни члены семьи думали на других, что оплатили те. Такая неорганизованность и несогласованность действий также привела к возникновению задолженности за три месяца.

Жильцы, задолжавшие крупные суммы (33103, 24604, 23125 рублей) не платили по протестным соображениям: их не устраивало качество предоставляемых Управляющей компанией услуг. Причем принципиально не платили за техобслуживание и холодное водоснабжение (так, на последние этажи дома не поднималась холодная вода, в результате чего жильцы были вынуждены пользоваться гораздо более дорогой горячей водой в качестве технической), а заодно и за всю коммуналку. Крупными неплательщики в этом случае были люди пенсионного возраста.

По словам руководства Управляющей компании, решение суда, принятое два месяца назад, до сих пор не выполняется. Никто из жильцов не спешит возвращать свои долги. В то же время никто из них не собирается и обжаловать решение суда. Интересно такое редкостное безразличие жильцов с точки зрения изучения психологии неплательщика. Исключение составляет иск к одному из собственников – мужчине возрастом за семьдесят, владельцу однокомнатной квартиры в этом доме. Сам хозяин постоянно проживает в Ростове, а квартиру занимает его дочь – дама лет пятидесяти со своим близким другом. Эта гражданка более года просто не платила за жилье, не ставя отца в известность об этом. Указанный собственник был единственным ответчиком по коллективному иску, который явился на судебное заседание. Иск к нему со стороны УК в размере 24 тысяч рублей он признал законным и выказал готовность заплатить по нему. Однако, ввиду отсутствия денег, он оказался не в состоянии оплатить задолженность сразу в полном объеме и попросил о рассрочке платежа. Руководство УК дало на это согласие, и рассмотрение данного спора было окончено миром – стороны заключили между собой мировое соглашение о возмещении ответчиком заявленной суммы по утвержденному графику платежей в течение полугода. Решением суда сумма взыскания была определена в пределах 50% ежемесячного дохода, так что, имея даже минимальную пенсию, гражданин сможет достаточно быстро принудительно погасить свои долги. В отношении остальных ответчиков Управляющая компания намерена применить меры по наложению взыскания на их имущество и/или доходы.

Между тем, монополии имеют достаточно полномочий и рычагов воздействия на потребителей для борьбы с неплатежами. Так, в платежках «Газпрома межрегионгаза» жители Ростова-на-Дону регулярно получают напоминание о необходимости своевременной оплаты за потребленные услуги ( в данном случае, газ) и предупреждение, что в случае не произведения оплаты в установленные сроки, даже одной платежки, согласно п/п. «в» п. 45 Постановления Правительства «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» № 549 от 21.07.2008 г. поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа. Интересно, что при этом не размещается полный текст подпункта, а именно «неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение трех расчетных периодов подряд».

Однако к таким, гораздо более простым, мерам воздействия, они прибегают достаточно редко.