Новости

Завершен второй этап проекта "Предприниматели Дальнего Востока: стратегии выживания в условиях кризиса"

Очередной этап был связан со сбором полевого материала.

Основными методами выступали наблюдения и интервьюирование. В основном, сбор материала велся в двух крупнейших городах субъекта федерации – Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Определенное число интервью было взято у предпринимателей Советско-Гаванского и Ванинского районов. Всего – 54 интервью. 

В настоящее время ведется работа по расшифровке интервью для удобства работы. Но уже сегодня можно отметить несколько более или менее явных закономерностей. Общим лейтмотивом всех интервью было возрастание неуверенности в будущем, страх «бедности». Однако негативные ожидания связывались с разными обстоятельствами. Для части респондентов это было связано с существенным сокращением международного взаимодействия на региональном уровне. Отмечались падение объема перевозок, резкое сокращение турпотоков, трудности с закупкой иностранной продукции, нежелание китайцев (корейцев, японцев) работать с российскими предпринимателями. В некоторых интервью в качестве причины негативных ожиданий называлось ужесточение преследований правоохранителей, с которыми «почти невозможно договориться». Однако большая часть респондентов говорила о резком сокращении потребительского спроса со стороны населения («клиентов стало мало»). Впрочем, это тоже затрагивало не все секторы экономики. Среди «самозанятых бюджетников» негативный фон связывался с ожидаемым сокращением рабочих мест и грядущей безработицей. «Сейчас пока еще все нормально. Но Вы же понимаете, что этого всего скоро не будет». Соответственно, выстраивались и стратегии работы в кризис. 

1. Чем сильнее предприятие было связано с бюджетными заказами (тендерами и т.д.), тем большие проблемы оно испытывает сегодня. Особенно серьезные проблемы у предприятий, ориентированных напрямую на обслуживание участников тендеров. Достаточно явно видно и обратное, чем более предприятие было ориентировано на конкретного потребителя (не государственного), тем менее оно ощутило кризис. Серьезные проблемы отмечали и предприятия, ориентированные на потребительский бум (престижное потребление), возникший в «нулевые годы» (ремонт дорогих автомобилей, дорогие рестораны, бутики). В ходе наблюдения в городе фиксировались многочисленные «переехавшие» магазины на центральной улице «проспект Первостроителей». Говорили об этом и респонденты в ходе интервью. 

2. Средние предприятия, обладающие определенной «подушкой безопасности», стремятся диверсифицировать деятельность. При этом, новая деятельность ориентирована на «получение налички» (возможность ухода от налогов) и работу «со своими» (обслуживание локальных потребителей). Так, в интервью владелец машиносборочного предприятия говорил об открытии загородной зоны отдыха круглогодичного цикла. Владелец предприятия по установке и обслуживанию промышленного банно-прачечного оборудования упоминал об открытии химчисток и магазина ТНП. 

3. Другой формой борьбы за выживание для средних предприятий, участвующих в исполнении краевого или муниципального заказа, выступает стремление ограничить круг предприятий и лиц, «допущенных» к скудеющим бюджетным заказам. Об ужесточении конкуренции, вплоть до привлечения правоохранительных органов упоминалось в 3 интервью. Впрочем, в этой же группе часто высказывались мысли о необходимости («пока не поздно») выходить в кэш и уезжать в более комфортные для бизнеса страны. Однако в тех же интервью отмечалось, что это очень сложный путь. Сегодня «выход в кэш» возможен только с очень серьезными потерями и далеко не для всех предприятий. Многие говорили, что предприятие – это, прежде всего, связи предпринимателя, а их продать невозможно. Сами же активы стоят не очень много и стремительно дешевеют. 

4. Малый бизнес и «бизнес» без регистрации тоже строит свою деятельность, как работу «со своими». Это делалось вполне осознанно, чтобы минимизировать риск любого взаимодействия с официальными структурами. При этом, круг «своих» может быть достаточно широким. В то же время он вполне определен и замкнут. Основной источник информации об «умельце» - слухи, рекомендации и т.д. При этом часть респондентов жалеют об отсутствии регистрации, но считают, что издержки от ее наличия для них неподъемны. Другая часть просто не видит в ней смысла. О тенденции «ухода в тень» говорила большая часть респондентов. Упоминалось, что сам факт наличия «юридического лица» может быть использован в пространстве неформальных практик. 

Впрочем, в ряде секторов хозяйства края ситуация пока далека от кризисной. О «нормальной ситуации» говорили торговцы ТНП, владельцы недорогих кафе, магазинов строительных материалов, некоторые другие. Хотя и там говорилось, что «чек» стал существенно меньше, но покупателей меньше не стало. Отмечалось снижение качества приобретаемых товаров, сокращение ассортимента, в основном, за счет верхнего ценового сегмента. 

Более подробный анализ стратегий и особенностей социального окружения, как инструмента бизнеса, предполагается проделать на следующем этапе работы.

Вам может быть интересно: