Новости

Завершен третий этап проекта "Предприниматели Дальнего Востока: стратегии выживания в условиях кризиса"

Наименование этапа: Расшифровка и обработка полевых материалов. Анализ интервью и дневника наблюдений. Сопоставление результатов анализа с имеющейся базой интервью, в том числе полученной в ходе предшествующего проекта, поддержанного фондом «Хамовники». Выделение и описание наиболее часто встречающихся стратегий. Построение корреляции между стратегией и типом малого предприятия, социальными характеристиками предпринимателя.

Анализ материалов, собранных в ходе полевого этапа исследования, сопоставление этих материалов с наличной базой интервью дает основание выдвинуть гипотезу, согласно которой основным направлением хозяйственных стратегий малого и сверхмалого бизнеса в регионе выступает его диверсификация. В предшествующий период («нулевые годы») наиболее успешными можно считать действия, направленные на получение государственных и муниципальных заказов, участие в тендерах и т.д. Подобного рода промыслы на основе государственного и муниципального бюджета предполагали, что предприятие или предприниматель будет, по крайней мере, внешне придерживаться определенных правил. Во-первых, это будет легально существующее (с полноценным юридическим статусом) предприятие или предприниматель (ИП). Во-вторых, оно (предприятие) должно обладать легальной формой «бизнеса», «прозрачным» бюджетом, порядком в отчетности и т.п. В-третьих, предприятие, желающие успешно взаимодействовать с бюджетом определенного уровня должно было «выстраивать отношения» с властью данного уровня. Это, судя по интервью, проявлялось в достаточно разных формах. От «дружбы» с представителем государственной (муниципальной) власти до «социальной ответственности», т.е. поддержки начинаний этой власти. 

Сокращение объема государственного и муниципального заказа, усложнение условий его получения, усиление внимания репрессивных структур к предприятиям, получающим этот заказ, привели к падению интереса предпринимателей к этой деятельности. По полученной на первом этапе информации в 2015/2016 гг. резко снизилось численность предприятий, участвующих в конкурсах на получение государственного (краевого) и муниципального заказов. Соответственно, усиливается интерес к деятельности не связанной с бюджетом, но связанной с иными типами потребителей, тех, у кого еще сохранились деньги и возможность их тратить. Для Хабаровского края такой «денежной» группой являются государственные и муниципальные служащие, военнослужащие, служащие силовых ведомств, включая ФСБ и пограничные войска. По экспертным оценкам (точных данных найти не удалось) эта группа составляет до 10% населения края или до 15% трудоспособного населения. 

К перспективным клиентам респонденты отнесли и менеджеров высшего звена государственных монополий, некоторых бюджетных учреждений и организаций. При этом, предприятия, ориентированные на сверхпотребление (машины VIP-класса и их обслуживание, дорогие рестораны, бутики и др.) испытывают сложности. Зато гораздо комфортнее чувствуют себя те, кто изначально ориентировался на продажу, изготовление товаров и обслуживание в более низком ценовом сегменте. Не дорогие машины, а подержанные «японки», корейские и китайские авто. Не дорогие сервисные центры, а маленькие мастерские по ремонту «всего на свете». 

Достаточно перспективным, по мнению респондентов, остается рынок ТНП, дешевых услуг для основной массы населения. Однако, перспективность этого рынка отметили представители сверхмалых предприятий и самозанятые. Сколько-нибудь крупные предприятия пока стараются совместить ориентацию на бюджет (которая остается) с ориентацией на платежеспособный спрос со стороны населения. Определенный интерес в интервью высказывался в связи с падением рубля. Респонденты отмечали, что сегодня любые трансграничные транзакции сулят огромную прибыль. По их мнению, в ближайшее время или уже сейчас сырьевые потоки из региона (лес, руда, морепродукты и др.) пойдут в сопредельные страны. 

И здесь, в зависимости от уровня и типа предприятия выстраиваются различные стратегии. 

В ходе анализа полевых материалов были выделены три большие группы респондентов, каждая из которых несколько различается по реализуемым хозяйственным стратегиям.

а) В первую группу вошли респонденты, не имеющие легального статуса предпринимателей, занятые на бюджетных или государственных (муниципальных, акционерных) предприятиях, но стремящиеся дополнить свою зарплату той или иной хозяйственной активностью. В качестве причины усиления своей хозяйственной активности респонденты из этой группы назвали страх сокращения заработной платы и потери работы. Хотя из респондентов, согласившихся на интервью, только один уже столкнулся с потерей работы, опасения этого рода отметили все. Соответственно, выстраиваются и хозяйственные стратегии. В интервью заметна зависимость этих стратегий от возраста респондента, хотя и не вполне линейная. 

Старшая возрастная группа (от 40 и старше) чаще использует традиционные формы «подработки», стремясь сохранить легальный статус работника (врач, учитель, преподаватель вуза, инженер, ученый и т.д.). К ним относятся традиционные «полставки», репетиторские услуги, медицинские услуги «на дому», услуг тапера в ресторане и т.д. Общим здесь является тот, что в доход конвертируется основная профессиональная деятельность. Глубина конвертации различна. От полного разрыва с официальной занятостью до разовых подработок. Но не менее часто в доход конвертируется не основная профессиональная деятельность, а смежное занятие или даже хобби. Здесь разброс видов деятельности крайне велик.  

В средней возрастной группе (от 30 до 40 лет) хозяйственная активность существенно ниже. Здесь респонденты отдавали предпочтение заработкам в пределах профессии и с сохранением легального статуса (поставкам и «часам», грантам и хозтемам, дежурствам и дополнительным концертам). Впрочем, здесь же отмечалась готовность полностью «порвать» с бюджетной занятостью, если она идет вразрез с профессиональной самореализацией. 

Наиболее активна младшая возрастная группа. Здесь социальная сеть более, чем у других возрастных групп, перестает быть связанной с рабочим местом, а сама форма заработка перестает коррелировать с основными профессиональными навыками. То есть, она может быть связана с профессией, но это обстоятельство не является значимым для респондента. Напротив, самореализация переносится из публичного пространства в приватное, в сферу хобби. Более подробно хозяйственные стратегии «бюджетников» описаны в статье (см. приложение). 

б) Для предпринимателей, обладающих этим статусом, но не связанных с бюджетом, или работающих без легальной регистрации, основной проблемой, судя по интервью, выступает поиск платежеспособных клиентов и снижение издержек. Специфика поиска клиентов достаточно серьезно отличается от хрестоматийного маркетинга. Большая часть респондентов, входящих в данную группу, не используют рекламу (исключение – газета бесплатных объявлений). Зато крайне активно используется круг друзей, знакомых, «сарафанное радио». Некоторые респонденты говорили об использовании форумов в сети, как средстве привлечения клиентов. Но и здесь технологии приближались к «сарафанному радио». Главным критерием было наличие общих знакомых или возможных «рекомендателя». Это выступает, по мнению респондентов, гарантией транзакции и качества работы. Этот механизм воспроизводит структуру «базарного маркетинга», описываемого К. Гирцем. Его модель мы и предполагаем использовать в данном случае. Понятно, что институционально подобное предпринимательство мало напоминает бизнес. Именно в этом варианте термин «промыслы» наиболее корректен. Этот «бизнес» держится именно на репутации и сетевых контактах, которые могут быть достаточно широкими, охватывать несколько городов. Но при этом они остаются именно персональными контактами. Отсутствие институционального доверия компенсируется доверием межличностным. 

Снижение издержек строится на максимальном избегании легального статуса и уплаты налогов, отсутствием оформления сделок, что, как утверждают респонденты, радикально снижает стоимость изделия или услуги. Легальное предприятие используется, но локально, как один из этапов производства или организации сбыта. К этой практике активно прибегают и вполне легальные предприятия. Так, в интервью упоминались частные (без оформления) поставщики продуктов в ресторан, шашлычные и даже в мебельный магазин. За рамками легальной регистрации работают многочисленные «ремесленники», изготовители уникальной продукции «под заказ». Подробно стратегии, используемые этой группой и саму дифференциацию внутри этой группы мы предполагаем описать в монографии. 

в) Третья группа – легальный бизнес, где уставная и реальная деятельность, если не совпадает, то близка к этому. Здесь тоже можно выделить целый веер стратегий. Первая из них состоит в «борьбе с нелегалами». В интервью это интерпретировалось, как забота о потребителе, которому «нелегалы» поставляют товары и услуги низкого качества. Однако при более подробной беседе становилось понятно, что речь идет о привлечении государства в лице правоохранителей для установления монопольного положения на локальном рынке. Так, «социальная ответственность» предприятия, владелец которого выступал респондентом, рассматривалась в качестве основания для привилегированного положения при получении государственного или муниципального заказа, отсечении от конкурса менее «социально ответственных» предпринимателей. Показательно, что здесь тоже работала сеть, но ее важнейшим элементом выступали государственные и муниципальные служащие. 

Вместе с тем, вполне легальные и «белые» предприниматели упоминали в другой связи об использовании «нелегалов» при поставках и оказании тех или иных услуг. Эта стратегия рассматривалась, как важный элемент снижения издержек. Стоит отметить, что именно эта группа респондентов испытывает наиболее серьезную депривацию. В интервью постоянно звучали слова о падении доходности, росте налогового пресса, о резком скачке числа проверок, их длительности. Упоминались проверки, которые длились до месяца, блокировали счета и операции и т.д. В то же время, эта группа не готова отказаться от господдержки, предпочитает легальные формы взаимодействия с официальной структурой, надеется «найти понимание». 

Отдельная тема – взаимодействие с властными и силовыми структурами. Здесь тоже выстраивается достаточно сложный и не вполне линейный репертуар стратегий от максимального дистанцирования от официальной структуры, сложных тактик избегания контактов, до выстраивания некой квази легальной формы взаимодействия. Анализ этих стратегий также предполагается предпринять в монографии, написание которой я рассчитываю окончить к октябрю. 

За отчетный период на материале, полученном в ходе полевого исследования была подготовлена статья, объемом 1,1 п.л. принятая к публикации в журнал «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз» (№ 3 за 2016 год). На тот момент была полностью проанализирована одна из выделенных групп («бюджетники»). Она и рассматривается в статье. По материалам статьи вышло интервью в издании «Коммерсант. Деньги». 

27.06.2016 года в 16.00 в Хабаровске состоится лекция для работников правительства Хабаровского края с использованием материалов исследования. 

На следующем этапе предполагается полностью сосредоточиться на написании (завершении работы) над монографией.

Вам может быть интересно: