Новости

Завершен пятый этап проекта «Информационно-аналитическая основа принятия управленческих решений органами местного самоуправления»

Наименование этапа - экспедиция в Тюменскую область.

Аналитическая часть:

Включение региона в выборку исследования было инициировано представителями данной территории – Советом муниципальных образований Тюменской области. В связи с этим стало возможным в короткий срок охватить значительное количество респондентов. Кроме того, расширился коридор возможностей Проекта – если раньше исследовались организационно-методологические аспекты сбора информации органами местного самоуправления (иными словами, форма), то полученная в ходе данной экспедиции информация позволяет провести глубокий содержательный анализ –сопоставить показатели, характеризующие социально-экономическое положение муниципального образования, собранные органами местного самоуправления и сформированные системой официальной статистики, между собой (понять, что и на сколько «не бьётся»).

В ходе исследования были проведены личные интервью или аппаратные совещания с главами 47 сельских поселений 9 муниципальных районов (Абатского, Бердюжского, Вагайского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского, Тобольского, Уватского), 2 главами районов, 1 заместителем главы района и заместителем директора Департамента АПК Тюменской области.

Особое внимание в рамках темы исследования уделялось проблемам ведения сельскими поселениями похозяйственных книг в бумажной и электронной формах, особенностям информационного взаимодействия с государственными структурами, Всероссийской Переписи Населения 2010 года, Сельскохозяйственной переписи 2011. Заметим, что был также получен значительный пласт информации по другим аспектам деятельности органов местного самоуправления – проблемам межевания земель (, в частности, для кладбищ и свалок), специфике взаимодействия с контрольно – надзорными органами.

Основные результаты работы за период:

Профильные (по проекту)

Подтвердились сформулированные на основе предыдущих полевых данных гипотезы о занижении численности населения в сельских поселениях во время ВПН-2010 и повторном «минусовании» ряда не переписанных граждан.

В целом, негативно на осведомленности органов местного самоуправления о жителях территории сказывается передача функций по регистрации мигрирующего населения ФМС (с 1 января 2014 года). Действительно, подтверждается большинство опасений, высказанных муниципальными служащими, опрашиваемыми в ходе предыдущих экспедиций, – о том, что получить эти данные у ФМС будет затруднительно без наличия неформального канала связи.

Способы нивелирования деградации форм похозяйственной книги (ПК) различны. В некоторых поселениях ведутся: старая ПК в бумажной форме, новая ПК в бумажной форме, электронная ПК; где-то только «новая» бумажная и электронная. В принципе, форма электронных похозяйственных книг в регионе содержит больше показателей, чем новая бумажная, но некоторые главы предпочитают вести и старые ПК в бумажном виде, поскольку не до конца доверяют системе (подозревают, что данные могут пропасть, не сохраниться). Выявлены интересные коллизии с ведением ПК в электронной форме, но их обнародование может привести к усилению внимания контрольно-надзорных органов к данной деятельности (вопрос актуален для всех муниципалитетов России, где ведется похозяйственная книга в электронной форме).

В целом, подтверждаются также и гипотезы о занижении показателей экономического развития РФ Росстатом.Так, в связи со спецификой системы учета, заниженной оказывается официальная безработица в сельской местности, тогда как в городской она завышена (имеются в виду населенные пункты, где расположен ЦЗН и (или) те, для жителей которых суммарные (транспортные и альтернативные) издержки на поездки к ЦЗН ниже величины пособия, с одной стороны, с другой – те, в которых пособие по безработице не покрывает затраты на пребывание в статусе безработного). До сих пор содержательно не ясен ответ на вопрос, почему, к примеру, экономические показатели (выручка предприятий на территории) предоставляет Росстат, а не ФНС (у которой выборка полнее), а показатель, к примеру, средней зарплаты на территории – не ПФР.

Непрофильные (непосредственно не связанные с темой проекта)

Несмотря на то, что многие федеральные инициативы и в этом регионе форсируют процесс «ухода» власти с территорий нижних уровней (сокращение численности участковых, объединение налоговых инспекций и проч.), регион проводит довольно последовательную политику, направленную на снижение оттока населения из сельской местности. Так, здесь не было сокращения количества фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), которое «прокатилось» по стране после передачи здравоохранения с муниципального на региональный уровень. Наоборот, в последние несколько лет в Тюменской области ведется активное строительство модульных ФАПов. С другой стороны, при решении проблемы помещения и оборудования (все главы подчеркивают хорошее оснащение новых пунктов), сохраняется дефицит кадров (который, например, в сфере среднего образования действительно был нивелирован после повышения зарплат учителям). Правда, отдельные структуры всё же были «оптимизированы». Повсеместно отмечается недостаток на территории участковых (при этом, в приграничной зоне их функции часто начинают выполнять пограничники, в отдельных поселениях других территорий – казаки).

Интересны практические следствия качественного выполнения регионом имеющихся социальных обязательств. Высокие социальные пособия приводят к формированию класса хронических иждивенцев, которые выходить на работу отказываются даже при наличии вакансий. В целом, по наблюдениям в этой и предыдущих экспедициях, встает вопрос необходимости мониторинга получателей социальных пособий (кто, где работают, каким владеют имуществом они и их семьи, проч.).

Актуальна проблема «разорванности» города и деревни, неналаженности каналов сбыта сельскохозяйственной продукции. В выигрыше от такой информационной асимметрии оказываются перекупщики, которые приобретают продукцию у производителя (ЛПХ, КФХ) по заниженным ценам, и реализуют в городах по завышенным. В Тюменской области Совет муниципальных образований видит решение этой проблемы в создании электронной торговой площадки (в настоящее время запускается) – для связи «города» и «деревни», покупателя и производителя.

Вам может быть интересно: