Новости

Завершен проект "Этносословия в национальных республиках России"

В ходе проекта была разработана концепция этносословий, развивающая теорию сословности С.Г. Кордонского, кроме того, с позиций этой концепции было проанализировано этносословие башкир в РБ, а также этносословие русских в той же республике.

Были получены следующие основные выводы: 

1) в современном российском обществе существуют группы, репрезентирующие определенные этносы (но не обязательно совпадающие с ними), которые получают от государства определенные привилегии на основе Конституции, федеральных и региональных законов и политической традиции. Я предложил их называть этносословия, употребляя термин «сословия» исключительно в том смысле, который он имеет в «теории сословности» С.Г. Кордонского. Этнослословия создаются государством для выполнения определенных целей (поддержка культур и языков разных народов РФ, репутационные выгоды РФ в глазах мирового сообщества за ее национальную политику, обеспечение лояльности региональных этнических элит, компенсация за неравные условия в отношении образования, урбанизации, материального благосостояния за реальные и мнимые исторические обиды и т.д.). Этносословность в России – традиция, уходящая корнями в имперскую и советскую историю. 

2) нации и нациестроительство носили и носят в СССР и в России имитационный характер, поскольку для них необходимо существование буржуазии и общества либерального рыночного типа, а их нет. Под национализмом зачастую скрывается идеология отстаивания прав этносословия. 

3) нации и сословия связаны диалектической взаимосвязью, развитие нации уничтожает старые сословия, но порождает новые, неофициальные. 

4) так называемые «национальные республики» в составе РФ есть не государства, как они называются в Конституции РФ, а этносословия (титульные и нетитульные), обросшие сословными корпорациями. 

5) попытка ликвидации нацреспублик и/или создания в России русского национального государства несет с собой риск парада национализмов нерусских народов, внутреннего конфликта, раскола самого русского народа. В условиях сословного государства этносословность – эффективный механизм поддержания межэтнического мира, хотя надо признать, что механизмы этносословности, созданные в СССР, устаревают и нуждаются в модернизации. 

6) этносословие башкир РБ включает в себя следующие подсословия: госслужащие, общественники, ученые, творческая интеллигенция, журналисты, педагоги, специалисты по языку, крестьяне и работники. Их права и обязанности оговорены в конституции, законах, подзаконных актах, обеспечиваются политической традицией. 

7) базовым подсословием этносословия башкир в РБ являются работники и крестьяне, все остальные созданы для поддержания культуры и идеологии, потребителями которых является базовое подсословие. Таким образом, была сохранена традиционная культура башкир в условиях перехода к советскому модернистскому обществу, и закреплено за башкирами определенное место («аграрный народ») в этническом разделении труда. 

8) урбанистическая культура башкир создана таким образом, что в ней есть определенные лакуны (например, есть литература, но нет философии, преподается литература на национальном языке, но естественнонаучные предметы преподаются на русском даже в национальных школах). Перед нами не культура нации, которая по определению стремится к всеохватности, созданию национальных вариантов всех отраслей культуры, а именно культура этносословия; носители ее не смогут полноценно существовать без связи с большой культурой, в данном случае – русской. 

9) этносословие тесно связано с сословными корпорациями (госслужащие, журналисты, ученые и т.д.), что обеспечивает устойчивость всей конструкции, носящей название «национальная республика». В освоение ресурсов, предназначенных для этносословия, вовлечены представители данных сословных корпораций (уже независимо от их этнической принадлежности), что делает заинтересованными в существовании титульного этносословия большинство населения республики. 

10) в РБ существует также этносословие русских Республики Башкортостан, имеющее свои подсословия, связанное с политической элитой в республике и русско-татарской оппозицией. Главные его подсословия – политические активисты из Собора русских Башкортостана, русские писатели, а также русские чиновники, получающие должности по негласным квотам. Созданное при президенте М.Г. Рахимове этносословие русских не просто выполняет пропагандистские функции, оно ведет с руководством республики административный торг, добиваясь привилегий для «русских организаций», а также осуществляет связь между политической элитой республики и «непримиримой» русско-татарской оппозицией 

11) анализ национальной политики России 1990 - 2000-х гг. показывает, что руководство России, видимо, отказывается от развития «российской гражданской нации» и переходит к политике поддержки этносословий.

Список публикаций по проекту:

1) «Условие демократии. Почему демократия «работает» только на Западе?» // Геополитика. Общественно-политическое издание Москва, №2, 2014. 

2) Р.Р. Вахитов «Нации и сословность: диалектическое единство» // Политическое образование. Электронное издание. http://www.lawinrussia.ru/node/333022 

3) "Национальная политика" в сословном обществе //"Политическое образование" 26 августа 2015 г.) http://www.lawinrussia.ru/node/371215 

4) Этносословия и нации: ненационалистический путь модернизации // «Общество и этнополитика». Материалы VIII Международной научно-практической Интернет-конференции. Новосибирск, 2015 http://www.sapanet.ru/ObEP/ 

5) Федерализм, нации и этносословия в России // Сборник материалов республиканской конференции, посвященной Дню Республики Башкортостан «Федерализм в современной России: диалектика взаимоотношений между государством и субъектами» (6 октября 2015 г.) 

6) Проект ликвидации нацреспублик в составе России: анализ последствий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной IV Всемирному Курултаю башкир «Перспективы развития башкирского народа: осмысление истории, сохранение традиций, модели будущего» 20 ноября 2015 г. Уфа 

7) Этносословие русских в национальной республике РФ (на примере Республики Башкортостан) // «Вопросы национализма» № 26 2016 г.

Вам может быть интересно: