Новости

Закончен третий этап проекта «Социальный портрет современного российского отходника»

В рамках третьего этапа в соответствии с планом были организованы 3 поездки. Первая – в Саратовскую область, вторая – в Чувашскую Республику и Пензенскую область, третья – в Ярославскую область.

Обзор и характер проведенных за отчетный период мероприятий 

Саратовская область была исследована в целях охвата не только условно «северных» и «срединных», традиционных отходников, но и отходников «южных» - тех, для кого отход не должен быть исторически привычным явлением. Это важно для получения комплексного портрета российского отходника. 

Чувашия была выбрана для исследования по двум причинам. Во-первых, судя по оценкам респондентов из посещённых ранее в рамках темы регионов, чуваши являются мощнейшим донором рабочих рук в разные сферы, в первую очередь – в капитальное строительство. То есть на вопрос, из каких регионов приезжают на работу люди, практически все собеседники упоминали Чувашию. Во-вторых, Чувашия, как и Саратовская область, является относительно «южным» регионом. 

Пензенская область была выбрана, в первую очередь, из-за своего относительно южного расположения, во вторую очередь, из-за частых упоминаний респондентами этого региона как современного отходнического центра, и, наконец, из-за любопытного замечания одного из собеседников о том, что пензенцы специализируются на рытье колодцев. 

В отличие от предыдущей экспедиции, поездка в Ярославскую область была предусмотрена с самого начала проекта и должна была охватить два района, один из которых – Любимский – до революции был центром отходников-половых, то есть официантов в ресторанах на Волге и в Петербурге. Но, так как география проекта несколько раз перекраивалась, Ярославская область по соображениям репрезентативности стала регионом не столь предпочтительным для посещения. Однако засчёт средств, выделенных под непредвиденные расходы, совершить поездку всё же удалось, хоть и в урезанном виде. 

Работа в Саратовской области проводилась 7 дней. Были обследованы Калининский, Лысогорский и Александрово-Гайский муниципальные районы. В Калининском районе были обследованы 2 населённых пункта – г. Калининск и с. Казачка; в Лысогорском – 1 населённый пункт – с. Лысые Горы; в Александрово-Гайском – 3 населённых пункта – с. Александров Гай, с. Новоалександровка, пос. Васильки. В Калининском районе опрошено 25 человек, взято 12 фокусированных интервью, из которых 3 с отходниками, 2 с жёнами отходников, 1 с матерью, 1 с тёщей, 5 с неотходниками. В Лысогорском районе опрошено 9 человек, взято 6 фокусированных интервью, из которых 2 с отходниками, 2 с жёнами отходников, 1 с матерью отходника, 1 с неотходником. В Александрово-Гайском районе опрошен 21 человек, взято 12 фокусированных интервью, из которых 4 с отходниками, 3 с жёнами отходников, 1 с матерью отходника, 4 с неотходниками. 

Работа в Чувашии проводилась 3 дня подряд. Были обследованы 4 населённых пунктов в Шемуршинском муниципальном районе: с. Шемурша, д. Карабай-Шемурша, д. Новое Буяново, д. Русские Чукалы. Опрошено 33 человека. Взято 12 фокусированных интервью. Из них 6 интервью с отходниками (мужчинами и женщинами), 2 интервью с жёнами отходников, 1 интервью с матерью отходника и 3 интервью с неотходниками. Работа в Пензенской области проводилась 3 дня подряд. Вследствие отсутствия внутрирайонного транспортного сообщения был обследован 1 населённый пункт – пгт Беково – административный центр соответствующего района. Опрошено 32 человека. Взято 14 фокусированных интервью. Из них 8 интервью с отходниками (как мужчинами, так и женщинами), 1 интервью с женой отходника, 5 интервью с неотходниками. 

Работа в Ярославской области в условиях экономии средств проводилась 2 дня подряд. Были обследованы 3 населённых пункта в Любимском муниципальном районе: г. Любим, пос. Отрадный, д. Останково. Опрошено 29 человек. Взято 7 фокусированных интервью. Из них 4 интервью с отходниками и 3 интервью с неотходниками. 

Помимо полевых исследований, в рамках третьего этапа некоторые промежуточные результаты исследования были озвучены и обсуждались на научном мероприятии. Наброски разрабатываемой модели типологии людей, вынужденных уезжать на заработки, были представлены в докладе «Типология современных отходников» на IV Ежегодной международной научной конференции Сообщества профессиональных социологов «Дезурбанизация и природный капитал: миграционные тренды, инфокоммуникация, новые сельские поселения», проходившей 9-11 мая 2013 г. в деревне Медведево Мантуровского района Костромской области.

Основные результаты за период 

I. Поездки по условно «южным» регионам показали (и подтвердили предположение), что портреты «северных» и «южных» отходников принципиально различаются по нескольким позициям. 

• На севере отходник – обязательно мужчина; на юге женский отход явление рядовое, женщины ездят наравне с мужчинами. Никто из респондентов не смог дать убедительного объяснения этому факту. Единственные причины, которые можно предложить – «косность», традиционность поведения северных женщин и, возможно, помощь им со стороны родителей; 

• Специализация «южного» отхода отлична от специализации «северного». При этом подавляющее большинство отходников южных русских регионов (Саратовская, Пензенская области) предпочитают ездить работать в охрану, тогда как чувашские отходники работают преимущественно в капитальном строительстве. В свою очередь, пример Александрово-Гайского района Саратовской области показал, что в плане отходничества нет этнических отличий у казахов и русских; и те и другие ездят одинаково активно и в одни и те же сферы. 

• Вследствие совокупности разных факторов социальный статус «южного» отходника существенно отличается от статуса «северного» отходника. На разных территориях отход оценивают по-разному. Сравним, например, Вологодскую и Саратовскую области. В отличие от Вологодской области, где отход, несмотря на широкое своё распространение, считается отклонением от нормы, Саратовская область демонстрирует более чем нормальное отношением к этому явлению. Там оно настолько широко распространено и привычно, что даже не считается «явлением», а воспринимается как неотъемлемый жизненный элемент. Респондентам было просто смешно, когда мы говорили об отходе как о чём-то ненормальном. Массовость отхода и невысокая оплачиваемость труда «южных» специализаций делают отходника рядовым членом местного общества; его статус, как правило, мало отличается от статуса местного жителя, на заработки не ездящего. Более того, в ряде ситуаций возникает подозрение, что статус отходника может быть даже ниже статуса человека, занятого по месту жительства. Возможно, что на «юге» всё наоборот, и активные здесь – как раз неотходники, которых меньшинство и которые прилагают гораздо больше усилий, крутясь на нескольких работах и подработках, чтобы обеспечить себе нормальный заработок, не уезжая от семьи. А отходники, которые ездят работать в охрану, ничего, по сути, не делать и привозить, соответственно, умеренные суммы денег, могут в этом случае считаться «пассивом» местного общества. 

II. Традиции отхода из Любима для работы в трактира и ресторанах в настоящее время совершенно не сохранились, о «генетической памяти» любимовцев здесь говорить нельзя. Зато налицо монопрофильность отхода – почти все отходники – водители. 

III. По предварительным итогам полевых исследований, можно (пока интуитивно) сказать, что социальные характеристики отходника по сравнению с характеристиками человека, в отходе не промышляющего, как правильно, универсальны (в отличие от дихотомии «север-юг»). При определении этих отличий решающее значение имеют социально-бытовые характеристики. Статусные и социально-демографические характеристики обычно уравнивают среднего отходника с прочими рядовыми местными жителями. При этом характеристики резко отличаются, если отходник обладает либо слишком высоким комплексным статусом, либо, наоборот, очень низким (было принято, что отходниками считаются все те, кто ездит по своей инициативе на заработки, в том числе и маргинальные и полумаргинальные представители местного общества).

Общие выводы по отчетному периоду 

Запланированная на третий этап норма поездок выполнена, причём вместо двух поездок за счёт использования средств, предусмотренных на непредвиденные расходы, были проведены, по сути, две с половиной поездки, при этом были охвачены четыре региона вместо двух. Все поездки проведены в соответствии с планом работы, намеченным в конце второго этапа. 

Концепция типологии отходников дорабатывается с учётом комментариев к докладу, сделанному на социологической конференции.

Вам может быть интересно: