Новости

Закончен первый этап проекта "Формы хозяйственно-экономической и социальной активности населения малых городов Дальнего Востока России"

Наименование этапа - сбор и анализ статистических материалов по исследуемым городам. Разработка плана и программы проведения полевого исследования, поиск путей «выхода в поле»

Сроки реализации: 14 сентября – 14 ноября 2012 года. 

Первый этап – предварительный. Изучаем подходы к городам, социальную и хозяйственную жизнь которых предполагается описать. Находим людей, которые помогут «выйти в поле». Но, прежде всего, изучаем сами города. Расходы пока минимальные. Основная информация идет из открытых источников (сайты администраций, отчеты чиновников, данные Всероссийской переписи и Центров содействия занятости населения). Частично использовались имеющиеся данные проектов социально-экономического развития городов, архивные материалы ЕАО и Хабаровского края, хранящиеся в общем доступе. Дана общая характеристика городов, исходя из специфики их истории, основных сфер занятости населения, административного статуса, особенностей социальной организации и демографической ситуации. 

Самый маленький из исследуемых городов – Дальнереченск – районный центр Приморского края. Население по последней переписи 27 604 человека. На территории городского округа проживает 30780 человек. Небольшое преобладание женского населения (49,3% - мужчины; 50,7% - женщины). Средний возраст 36,7 лет. Исторически возникает, как казачья станица Графская в 1859 году, названная в честь Н.Н. Муравьева-Амурского. Станица располагалась на слиянии рек Уссури, Большая Уссурка и Малиновка. Вблизи располагается горный массив, представляющий собой дальние отроги Сихотэ-Алиня. До краевого центра 430 км. Город находится в пограничной полосе с КНР. 

В 1894 году в связи со строительством железной дороги на месте станицы возникает город Иман. Кроме железнодорожного узла в городе развивается винокуренная, пищевая промышленность. В Имане располагались деревообрабатывающие предприятия (лесопилки) крупнейших купцов региона Скидельских и Стрелецких, представительство торгового дома «Кунст и Альберс», таможня. С момента основания в городе располагались многочисленные военные части, казачьи, пограничные, речная флотилия. С военными частями была связана деятельность многочисленных городских «кустарей». В советский период основные направления городского хозяйства сохранялись. Основой его была деревообработка. Функционировали Приморский деревообрабатывающий комбинат, Дальнереченский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, лесозаготовительные конторы, Бондарный завод по производству тары для рыбной отрасли Приморья. Важным направлением было производство строительных материалов (завод «Кирбет») на основе местных разработок песка, щебня и гравия (цементный завод). Продолжала развиваться пищевая промышленность: хлебокомбинат, мясокомбинат, колбасный цех и др. В городе до недавнего времени базировалась Отдельная бригада сторожевых кораблей, батальон связи, ряд пограничных застав. 

В постсоветский период предпринималось несколько попыток организовать в Дальнереченске крупный центр деревообработки. Однако, по словам информантов, ныне проживающих в городе Хабаровске, крайне дорогая электроэнергия и конкуренция с дешевыми китайскими изделиями привела эти попытки к краху. Последней «точкой» стал кризис 1998-го года, после которого попытки организации производства регионального уровня не предпринимались. На сегодня в городе работает один ОАО «Приморский ДОК», число работников которого многократно сократилось в последние годы. На сегодня по экспертным оценкам число работников (точных данных пока получить не удалось) с менее, чем 200 человек. 

В советские годы было занято более 2500 человек. С ДОК связано несколько торговых предприятий. Пищевая промышленность представлена ОАО «Пекарь» и птицесовхозом «Соловьевский». Качественно уменьшилось количество военных частей и связанной с ними инфраструктуры. В городе функционируют 8 школ, 2 профессионально-технических училища, Дальнереченский социально-экономический институт (филиал ДФУ). Значительная часть населения занята на обслуживании Дальневосточной железной дороги. В городе расположено три железнодорожные станции Дальнереченск I, Грушевое, Лазо, пристань на р. Большая Уссурка (к настоящему времени хозяйственное значение – минимальное). В целом, на ключевых предприятиях города, включая железную дорогу, трудится менее 5000 человек. В 90-е годы в Дальнереченске активно развивался «челночный бизнес». До настоящего времени действуют два рынка. Однако этот вид занятости стремительно сокращается. Через город проходит трасса федерального значения «Уссури» (Хабаровск – Владивосток). В связи с этим определенное значение приобретает индустрия гостеприимства (придорожные кемпинги, 2 гостиницы, кафе и рестораны). В ходе пилотного интервью с жителем города положение, в целом, было оценено, как депрессивное. По мнению респондента, «Из города все уезжают. Работы нет. Денег у людей тоже нет». Однако анализ статистики не дает основания для таких выводов. Население городского округа сократилось (с 39 тысяч до 30) после краха «деревообрабатывающих» проектов, массового закрытия воинских частей и угасания «челночного движения». Однако интенсивность сокращения достаточно низкая (в последние годы: 100 – 300 человек в год). В целом совпадает с общей ситуацией по региону. Средняя заработная плата ниже, чем в краевом центре и городах Находка, Артем. Но примерно соответствует средней зарплате в крае. Интереснее здесь то, что в Дальнереченске развиты необычайно плотные местные связи, позволяющие выживать «на месте» и адаптироваться в Хабаровске и Владивостоке (основные точки миграции). Насколько такая «общинность» свойственна всем малым городам, мы попытаемся проверить позже. 

В ходе интервью была зафиксирована тенденция к наличию «второй занятости». Одна сообщает респонденту статус, а вторая позволяет «кормиться». Распространение этого явления тоже предполагается проверить в «поле».

Более крупный районный центр – Амурск, расположен в Хабаровском крае. Население муниципального округа 45623 человека (города 43420 человек). Средний возраст горожан – 49,3 года. В отличие от Дальнереченска (Имана), имеющего, по дальневосточным масштабам, изрядную историю, Амурск – типичный советский рабочий поселок. В 1958 году начинается строительство целлюлозно-картонного комбината недалеко от села Падали-Восточное. В 1960-м строительство объявляется Всесоюзной ударной комсомольско-молодежной стройкой, а пгт. Амурск становится райцентром. В 1973-м году он получает статус города. Амурск расположен вдоль Амурской протоки Сандинка. Автобусное сообщение с городами Комсомольском-на-Амуре (45 км.) и Хабаровском (328 км.). До ближайшей железнодорожной станции – 18 км. Летом осуществляется сообщение по реке Амур. Кроме ООО АмурДОК в городе работает завод «Вымпел» (оборонное производство), горно-металлургический комбинат группы «Полиметалл», ООО «Амуркамень», ряд других производств. 

До самого недавнего времени все эти промышленные объекты были или остановлены (в том числе ЦКК, где трудилось до половины горожан), или работали с частичной загрузкой. С 1989-го года, когда население города было максимальным (до 60 тыс. человек), произошел значительный отток. Основные направления оттока – Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Причем, в отличие от Дальнереченска, где отъезд, по всей вероятности смешанный, из Амурска уезжает в основном молодежь. В результате демографическая структура в Амурске гораздо хуже. Несмотря на существование уже многие годы проекта технополиса «Комсомольск-Амурск-Солнечный», частичное восстановление промышленности начинается только в «нулевые» годы в связи со значительными государственными инвестициями. 

Однако, как сообщают информанты, производства испытывают острую нехватку кадров, несмотря на существующую в городе безработицу. Квалифицированные работники предпочли переезд в Комсомольск-на-Амуре и, несколько меньше, в Хабаровск. Не случайно основное промышленное строительство ведется силами региональных предприятий, минимально использующих местные кадры. В городе работает 10 средних учебных заведений, включая музыкальную и художественную школы, техническое училище, Амурский политехнический техникум. Общее число учащихся 5,1 тыс. человек, включая школьников. На вопрос о сфере занятости основной части населения респондент в ходе пилотного интервью ответил: «в основном криминал». При этом, статистика преступлений по городу и району ниже, чем в соседнем Комсомольском районе. Видимо, имеется в виду неформальный характер занятости. Однако это предположение также возможно проверить только в ходе «полевого» этапа. В целом, город отличается «закрытостью». Промышленные предприятия не имеют сайтов и относятся к сфере ОПК, жители, в т.ч. проживающие в настоящее время в Хабаровске, не склонны к беседе о городе. Однако наличие информанта (руководителя одного из промышленных предприятий города) позволяет надеяться на то, что эта «закрытость» будет преодолена. Подготовка к полевым исследованиям в Амурске и станет основным содержанием следующего этапа.

Самым крупным из изучаемых объектов является город Биробиджан – административный центр Еврейской автономной области (субъект федерации). Население 75 413 человек. Средний возраст жителей чуть больше 34 года. Максимальная численность населения в городе зафиксирована в 1989-м году (более 83 тысяч человек). Расположен вдоль реки Бира (приток Амура) и Транссибирской магистрали (станции Биробиджан I, Биробиджан II и III). Река Биджан расположена в 70 – 100 километрах от города. Местность низменная и, в прошлом, болотистая. Проект строительства города на более высоком месте (окружающих сопках), существовавший в 30-е годы, не воплотился в связи с трудностями транспортировки грузов от железной дороги. Важно отметить, что Биробиджан был первой на Дальнем Востоке попыткой строительства «идеального социалистического города», правда, еще менее удачной, чем «город-на-заре» (Комсомольск-на-Амуре). Город возник в качестве железнодорожной станции Тихонькая (первоначально – заимка Тихонького) в 1912 году. В 1928-м году стал центром переселения «трудящихся евреев». В 1934-м году Биробиджан получает статус города. Развивается в основном легкая промышленность на основе местной сельскохозяйственной продукции и природных ресурсов. Основными предприятиями являются АО «Биробиджанский завод силовых трансформаторов», авторемонтный завод, АО «Камбий», ОАО «Дальсельмаш», ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика», ОАО «Элегант», ЗАО «Дальневосточная обувная компания „Восток-Холдинг“», ОАО «Фабрика валяной обуви „Зима“», ОАО «Макаронная фабрика „Бетэавон“», ООО «Тайга-Восток», ГП «Биробиджан-молоко», ООО «Бипико». Машиностроительные предприятия города в настоящее время не функционируют. Частично функционирует завод силовых трансформаторов (40 работников) и авторемонтный завод. Крупнейшее в прошлом предприятие «Дальсельмаш» распалось на ряд мастерских, осуществляющих ремонт сельскохозяйственной техники для нужд возрождающегося производства бобовых (в основном, китайскими фирмами).

Значительное место в хозяйстве города занимает взаимодействие с сопредельными территориями КНР (прямая железнодорожная ветка связывает город с таможенным переходом в с. Ленинское). С 2004-го года в городе находится управление кимкано-сутарского горно-обогатительного комбината, строящегося в области. С 2009-го года строительство получило серьезные инвестиции из бюджета РФ, частных инвесторов из России и Китая. На сегодня именно с ГОКом связаны надежды и областной, и городской экономики. Китай согласен не просто покупать продукцию ГОК (железную руду), но строит дорогу и мост для ее транспортировки. В отличие от двух предшествующих городов. Биробиджан (областной центр) обладает относительно развитой социальной инфраструктурой. В городе функционируют 3 театра, кинотеатр, 6 клубов. Существует Художественный музей и Музей истории пенсии, 2 библиотеки. В сфере образования действуют 14 общеобразовательных школ, музыкальная и художественная школа, 4 колледжа, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 4 филиала вузов других городов. Работает Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН. В городе работают 7 больниц и 15 поликлиник. Есть собственные радиоканалы (всего транслируется 7 радиостанций) и телевидение (всего 12 телеканалов), выходит 9 газет. 

Несмотря на статус административного центра, в 90-е годы город переживает трудный период. Блокировка связей с соседним Хабаровским краем, частью которого ЕАО была до 1990-го года, приводит к спаду промышленного производства, невостребованности сельскохозяйственной продукции. Альтернативой сокращающемуся производству становится челночное движение, развитие малого предпринимательства, активизация связей с селами, выходцами из которых являются жители городов (меновая торговля, обмен продуктов на «городские товары»). В этот момент формируются и первые контакты с сопредельными территориями КНР. В «нулевые» ситуация меняется. Федеральные трансферты дают толчок к развитию строительства и производства (малого) строительных материалов, китайские предприниматели «поднимают» сельское хозяйство области, а, вслед за ним, появляется и пищевая промышленность, производство мебели, одежды и др. 

Но, несмотря на относительный подъем, основой хозяйства области остаются бюджетные деньги, выделяемые «Москвой» и распределяемые местной властью. Это накладывается на необычайно устойчивые местные и семейные связи, характерные для области и города. В отношении Биробиджана с одной стороны есть большая часть значимой информации. С другой стороны, существующие описания страдают ангажированностью: от «сталинского проекта» до «последнего центра еврейской культуры на идиш». И первое, и второе, по экспертным оценкам, имеют косвенное отношение к реальности. Для того, чтобы проникнуть «за фасад» города, мы и предполагаем провести интервьюирование жителей, серию наблюдений.

Резюме

Таким образом, внешне города различаются сильно. В наш список вошли центр сельскохозяйственного района (Дальнереченск), рабочий моногород (Амурск), областной административный центр (Биробиджан). Разный статус сказывается и на объемах федерального финансирования, и на влиятельности местной администрации, и на возможностях «маневра» в сфере занятости. Однако в каждом из них, несмотря на все различия, возникают две не совпадающие реальности, тем не менее, тесно связанные друг с другом. Реальность формальная, связанная с «юридически» видимой реальностью, реализацией федеральных проектов и проектов субъекта федерации соседствует с реальностью неформальной. Реальностью, где статус подкрепляется связями, а выживаемость семейными и общинными контактами, где «настоящая жизнь» города и горожан протекает в сложном пересечении формального и неформального, не может быть сведена ни к одному из них. Традиционно, в рамках исследований «неформальной экономики», анализируются теневая, «серая» часть реальности, присутствующая отдельно от формальной (ложной системы именований). Мы попытаемся показать, что реальность социально-экономических практик располагается на пересечении этих «сфер», объединяет их. Именно здесь располагаются основные и наиболее эффективные экономические практики, именно здесь формируются статусы и статусная иерархия. Для этого на следующем этапе предполагается разработать механизм наблюдения и интервьюирования, продолжить сбор информации о городах, позволяющей проникнуть за «экран», увидеть реальность.

Вам может быть интересно: