Новости

«Все мы умрем»: антрополог Сергей Мохов — о правильном отношении к смерти

Социальный антрополог и танатолог Сергей Мохов издает микропресс-журнал «Археология русской смерти» и написал книгу «Рождение и смерть похоронной индустрии», а в курсе Института свободных искусств и наук ММУ будет учить других людей критическому отношению к разговорам о смерти. В интервью «Афише Daily» он объясняет, почему эта тема так важна.

— Расскажите для начала, каким будет ваш курс? Для кого он задумывался?

— Курс максимально интегрирован в структуру новообразованного института. Предполагается, что там студенты занимаются не столько научными исследованиями, сколько культурой в самом широком смысле слова — кино, живописью, кураторскими проектами, книгоизданием и так далее. Поэтому наш курс не ставит перед студентами задачи профессионального выбора темы смерти именно как проблемы исследования.

Курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он небольшой: порядка восьми сдвоенных занятий. Каждое занятие — это отдельная тема, отдельное направление в рамках очень большой темы смерти и умирания. Например, на одном занятии это вопросы эвтаназии, на другом — горевания и скорби, на третьем — технологий.

Во-вторых, курс очень интерактивный и состоит не из классических лекций и семинаров, а скорее из воркшопов — это и обсуждения, и попытки сделать небольшие совместные проекты, и какие-то этические задачи. Последнего, кстати, будет очень много.

Я бы сказал, что цель курса — это попытаться выйти за привычные, даже вредные представления о смерти и умирании, например, все то же совершенно бессмысленное и глупое догматическое представление о страхе смерти или табуированности смерти. В этом фокусе цель курса — воспитать в студентах критическое мышление и показать, как с помощью тематики смерти можно говорить и размышлять о современности и актуальных проблемах, максимально продуктивно интегрируя эту тему в самые разные пласты — например, в тему экологии и гендера.

— Почему именно смерть становится сейчас оптикой для обсуждения проблем современности, проблем жизни?

— Курс будет базироваться на моей книге, которая выйдет осенью 2019 года в издательстве «Индивидуум», и там я именно хочу продемонстрировать, как это происходит и почему. В книге я показываю, что за базовыми темами разговора о смерти скрываются вполне старые, укорененные и очень общефилософские вопросы, которые мучают нас не одно столетие: что такое человек, где его границы?

В этом фокусе, например, разговоры про аборт — это разговоры о том, с какого момента «начинается» человек и какие к нему применяются права. Разговоры про вегетативное состояние, искусственное продолжение жизни — это про то, где заканчивается человек. Заканчивается ли он со смертью мозга? Тематика добровольного ухода из жизни, эвтаназии и суицида — это разговоры об автономности человека и границах этой автономности в рамках государств. Может ли человек самостоятельно принимать решение о своей смерти? Тематика паллиативной помощи — это опять же вопросы достоинства и «хорошего умирания», которые должны сопутствовать «человеческому».

Нет ничего удивительного в том, что все эти вещи стали актуальными именно со второй половины XX века. Ведь все они связаны с растущей озабоченностью общества темами прав человека, самой концептуализации и актуализацией «человеческого» — а значит, и того, что с человеком соотносится. Например, та же паллиативная помощь никак не могла возникнуть раньше, потому что в воображении и культуре физическая боль не соотносилась с понятием достоинства и хорошего умирания как естественных прав человека. Кстати, Всемирная организация здравоохранения полагает, что обезболивание — это как раз неотъемлемое право человека.

Тематика горевания и скорби не могла быть такой актуальной, если бы не растущий акцент на индивиде и его эмоциях. Раньше скорбь и горе регулировались ритуалами и религией, а теперь психотерапевтами и группами поддержки. Или та же тема эвтаназии как достойного умирания — именно в XIX веке появляется представление, что джентльмен должен умирать согласно статусу. Например, со спущенными брюками в борделе — это недостойная смерть, так же как и смерть в блевоте от тяжелой болезни. Постепенно это дает идеологическую основу для представлений, что умирание должно сопровождаться некоторыми условиями, уходом. Собственно, через такие действительно базовые штуки и происходит актуализация темы смерти.

Сергей Мохов
Социальный антрополог, стипендиат Oxford Russia Fellowship, автор курса «Смерть и умирание в социальных дисциплинах»

Полный текст здесь.

Вам может быть интересно: