Новости

Статья Вахитова Р.Р. "Нация и сословность: диалектическое единство" в журнале "Политической образование"

В журнале "Политическое образование" вышла статья Рустема Вахитова "Нация и сословность: диалектическое единство".

Возникшая несколько лет назад современная теория сословности выделяет два типа общества – классовое и сословное. Классовое общество – это общество, где основные жизненно необходимые блага люди получают в ходе рыночного распределения. Рынок, таким образом, расслаивает общество и в нем возникают классы (не в марксистском, а современном понимании) – группы, различающиеся по уровню потребления. Именно для такого общества характерна демократия – политический институт, позволяющий разрешать классовые конфликты на таких площадках как парламент и нации западного типа – сообщества равноправных граждан, имеющих возможность влиять на государство через демократические институты. 

Сословное общество – это общество, где основные жизненные блага люди получают от государства, в ходе государственной нерыночной раздачи. Естественно, разные группы получают разные объемы этих благ, так образуются сословия (в широком, а не в историческом смысле) – неравноправные группы, получающие права, обязанности ресурсы от государства и выстраивающиеся в определенную иерархию. В сословном обществе нет и не может быть ни наций, ни демократии. Оно управляется авторитарно и самоорганизация людей, наподобие такого гражданского сообщества как нация здесь рассматривается как подрыв государственной власти. 

При этом необходимо избавиться от оценочного взгляда на ту или другую социальную модель: каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Так, сословное общество, конечно, ограничивает свободу человека, однако в условиях, когда жизненно важных ресурсов не так уж много, государственное их распределение и, значит, возникновение сословий, неизбежны и в принципе выгодны всем, потому что помогают всеобщему выживанию. 

Следует также отдавать себе отчет в том, что классовое и сословное общество – идеальные модели. В реальности мы имеем дело с обществами, где классы и сословия сложнейшим образом переплетены. При этом считается, что на Западе все же превалирует классовая структура, а в России и других «ресурсных государствах» (Китай, Корея, режимы Персидского Залива и т.д.) – сословная структура. 

Принято также считать, что нации и сословия если и сосуществуют в одном обществе, то все же между ними нет сущностной, внутренней связи. 

Эта статья будет посвящена доказательству тезиса, что это убеждение ошибочно. Нация не просто противостоит сословному обществу, она его предполагает и в определенном смысле и порождает сословное неравноправие. Иными словами, перед нами не абсолютные, а диалектические противоположности, которые при гипертрофическом развитии перетекают друг в друга. Говоря проще, укрепление в обществе сословности и доведение ее до крайности приводит к возникновению эгалитарного сообщества, то есть нации (что мы видели на примере превращения сословных обществ Запада в буржуазные нации через революции). Однако проведение до самого последнего предела принципа равенства уже в рамках наций также приводит к противоположному эффекту – к возникновению новых сословий и «обрастанию» сословиями «национального ядра». 

Это – не просто отвлеченная теоретическая тема. Выводы из данной статьи позволят нам лучше понять причину перерождения классических западных капиталистических наций в своеобразные сословные общества современного Запада.

Подробнее - на сайте журнала "Политическое образование".

Вам может быть интересно: