Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 
Барсукова Барсукова Светлана Юрьевна Руководитель проекта

Неформальные практики организации и проведения избирательных кампаний в современной России

Цель проекта

Описать экономику и этнографию избирательных компаний, а именно показать роль и место неформальных практик в избирательных компаниях, в концентрации денежного ресурса и получении административной поддержки.

Задачи проекта

  • Выявить соотношение влияния административного и денежного ресурсов, описать их конфигурацию в ряде регионов РФ; 
  • Выявить динамику финансовой составляющей избирательных кампаний в постсоветский период, а именно изменение стоимости выборов аналогичного уровня и соотношение направлений расходования средств; 
  • Определить мотивацию и степень добровольности финансовых спонсоров, что, видимо, различается применительно к «партии власти» и прочим политическим силам, включая оппозиционные; 
  • Описать неформальные практики как неотъемлемый элемент российских избирательных кампаний, виды работ, которые невозможно профинансировать за счет официального фонда; 
  • Описать механизмы формальных и неформальных взаимодействий политтехнологов и журналистов, а также особенности восприятия роли СМИ в избирательных кампаниях российскими политтехнологами; 
  • Выяснить, из какой среды, при каких обстоятельствах формировалась профессиональная группа политтехнологов, на какие позиции они уходят после завершения данной карьеры; 
  • Описать протестную деятельность как вид промысла, как неформальную занятость участников «протестных бригад».

Проектная деятельность

  • Первый этап (подготовительный): анализ литературы, систематизация суждений о характере избирательных кампаний в России; разработка инструментария эмпирического исследования.
  • Второй этап (полевой): отбор кейсов для анализа, их изучение с поездками на места ведения изб. кампаний. В целом за период проекта предполагается детально описать 3-4 избирательные кампании (Санкт-Петербург, Кемерово, Ульяновск, Москва), фокусируя внимание на неформальных практиках их организации и проведения, в т.ч. концентрации ресурсов, административного торга и работы со СМИ. 
  • Третий этап (аналитический): обработка и систематизация эмпирического материала.
  • Четвертый этап (заключительный): подготовка текста монографии, посвященной неформальным практикам ведения избирательных кампаний. Подготовка серии материалов для размещения в региональных СМИ и социальных сетях.

Результаты проекта

  • Описание и сравнительный анализ неформальных практик организации и проведения избирательных кампаний на различных территориях РФ, различающихся типами политических режимов.  
  • Научные статьи, отражающие результаты исследования (не менее 3 статей).
  • Серия научно-популярных статей для электронных и печатных СМИ.
  • Промежуточный и итоговый отчеты для фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».
  • Рукопись монографии по результатам проекта.

Исполнители проекта