Положение малой авиации в России, часть 4: производство и авиаработы

Серия публикаций «Положение малой авиации в России» основывается на материалах исследования, поддержанного фондом «Хамовники». В рамках проекта было опрошено несколько десятков пилотов, диспетчеров, техников, журналистов, общественных деятелей, имеющих отношение к малой авиации России.

На сегодняшний день в стране насчитывается порядка 40 производств разной авиационной техники, начиная от аэростатов, заканчивая самолётами-амфибиями – причём как собственной разработки, так и по сборке так называемых «кит-наборов» зарубежных производителей (когда летательный аппарат приезжает в разобранном виде).

Существует при этом и неизвестное число специалистов и энтузиастов, способных собрать самолёт самостоятельно из подручных материалов. При этом отмечается, что число последних сегодня заметно меньше по сравнению с восьмидесятыми годами, которые описываются как расцвет движения самодельщиков.

Можно было на любом заводе достать-взять всё необходимое за простое спасибо, а за магарыч — так ещё и сделать по чертежу. Как раз этот десяток лет был бархатным для самоделов, и много самолётов появилось именно в этот период.

В целом история самодельной авиации – это история авиации вообще. В восьмидесятые–девяностые годы были проведены несколько так называемых слётов любительской авиации, собиравших энтузиастов со всего союза.

Кооперативы и центры НТТМ (научно-технического творчества молодёжи) стали основой производства.

В стране появилось несколько производств дельталётов при авиационно-ремонтных заводах, компаний, специализирующихся на пошиве парапланов, а также фирм по выпуску самолётов и вертолётов. При этом нельзя утверждать, что все производства ставились на «рыночные рельсы». Разговор о планировании, расчётах, оценках, прибыльности оказываются неуместными.

Полный текст здесь.