Положение малой авиации в России, часть 1: аэродромы

Серия публикаций «Положение малой авиации в России» основывается на материалах исследования, поддержанного фондом «Хамовники». В рамках проекта было опрошено несколько десятков пилотов, диспетчеров, техников, журналистов, общественных деятелей, имеющих отношение к малой авиации России.

В большинстве своём современные аэродромы малой авиации — бывшие площадки, которые в период СССР использовались для авиахимработ. Восстановлены далеко не все. Те полосы, которые были грунтовыми, сегодня распаханы под какую-то культуру. Другие спасает твердое покрытие, хотя в ряде случаев деревья прорастают и через асфальт, и через бетон. Многие бывшие аэродромы сегодня используются как часть дороги между соседними населёнными пунктами, а железобетонные плиты полосы и перрона активно растаскиваются местным населением.

Есть и другие примеры использования не по назначению. Так, в Нижегородской области на одном из бывших аэродромов организована лесопилка, а в Рязанской области перрон размечен под площадку для обучения начинающих водителей. На аэродроме неподалёку от Ульяновска в торце полосы расположились пасечники, причем весной, по их словам, они соседствовали с самолетами, несмотря на неудовлетворительное, на первый взгляд, состояние полосы. Площадка у другого населённого пункта в той же области используется зимой для проведения автомобильных гонок, а в Мордовии в бывшем здании аэровокзала располагалось кафе, которое сгорело – к сожалению местных жителей.

Существуют и аэродромы, на которых по-прежнему хранится техника для проведения сельхозработ. Хотя склады, где когда-то хранилась химия, – суть пустые бетонные коробки, забора вокруг аэродрома нет, не говоря уже о возможности заправки и технического обслуживания. Самолеты могут зимовать под открытым небом, пилоты и техники приезжать только на полёты в сезон, а из постоянного персонала в избушке будет жить только сторож.

Есть и другие примеры из прошлого – аэроклубы ДОСААФ. Сегодня это «109 клубов, из которых 80% с техникой». Однако в большинстве случаев летательные аппараты практически не поднимаются в небо, за исключением Ан-2, с которого многие делают первый (и порой последний) парашютный прыжок с высоты 500-800 м. Хотя в закромах могут стоять и планеры, и пилотажные самолеты, и вертолеты, и даже реактивная техника. После событий 1991-93 годов некоторые клубы начали распродавать свои летательные аппараты в частные руки.

Полностью здесь.