Новости

«Политический оброк»: как бизнес финансирует избирательные кампании в России

Почти всегда кандидатам не хватает денег на успешную предвыборную кампанию, поэтому они черпают средства из теневых кошельков

Руководитель проекта Светлана Барсукова: "Благодаря Фонд поддержки социальных исследований "Хамовники" мы с коллегами ( Анастасия Казун, Василий Звягинцев, Наталья Колесник и Сергей Левин) попытались пролить свет на финансирование избирательных кампаний в России. Ну, хотя бы вспомнить про скромную роль бизнеса в этом процессе. И каждый раз, когда я выступала с этой темой, последним вопросом было: "А где вы это сможете опубликовать?" "Наверное, нигде", - отвечала я с присущим мне оптимизмом. Пока речь идет не о нашей публикации (она скоро выйдет в "Полисе"), это журналистский рассказ о нашем проекте. Но я всегда была против отгораживания от журналистики, она оперативнее и имеет выход на другую аудиторию. Вот и сейчас журналисты нас опередили. Но это тот случай, когда неважно, кто первый расскажет об этом".

Выборы для бизнеса — одновременно и тяжкая ноша, и счастливый случай. Возможность продвинуть «своего» кандидата сочетается с неудобными тратами, которые сами предприниматели сравнивают с оброком. Реальная стоимость избирательной кампании гораздо выше той, что установлена в регионах законом. Поэтому в ход идут теневые схемы, завязанные на отношениях с местными бизнесменами. Кто-то в рамках этой стратегии оплачивает непонятно откуда взявшийся миллионный чек за уроки ораторского мастерства, а кто-то помогает предметно: техникой, листовками, строительством фонтанов в городе. Отдельная история — финансирование партий-спойлеров и «протестных бригад», которые все больше влияют на итоги голосования. 

В основу публикации вошло исследование частного фонда «Хамовники», любезно предоставленное его авторами. Руководитель проекта и собеседник издания — профессор департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Светлана Барсукова. 

Полный текст здесь.

Вам может быть интересно: