Новости

Ошибки и резиденты. Дальний Восток как русское поле экспериментов

"Новая газета во Владивостоке", 10.06.2021 г.

Почему экспериментальные механизмы развития, внедряемые на Дальнем Востоке с 1990-х годов и до наших дней включительно, не работают? Об этом шла речь на семинаре, прошедшем в Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН.

Еще в 1990 году Верховный совет РСФСР издал постановление о создании первой в стране свободной экономической зоны «Находка». Однако проект окончился ничем: в 2006 году СЭЗ «Находка» бесславно прекратила свое существование, и эта страница вычеркнута из истории города, как будто ее и не было, говорит Сергей Иванов — научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН, кандидат исторических наук, эксперт фонда «Хамовники»*. В музее истории города нет никакой информации о СЭЗ, а не связанные с этим проектом горожане уверены, что «там все разворовали».

Хасанский район вот уже 30 лет ждет «прорыва». Трансграничные проекты — от Туманганских инициатив до международного транспортного коридора «Приморье-2» — должны были привести к бурному экономическому росту территории. Однако наступление светлого будущего в виде современных дорог и всплеска предпринимательской активности постоянно отодвигается. Еще в 1993 году в Хасанском районе началось строительство «Золотого звена» — первой в России частной железной дороги «Махалино — Хуньчунь». Но звено оказалось слабым: так и не выйдя на окупаемость, дорога в 2005 году закрылась.

В поселке Пограничном в начале 2000-х запустили проект приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК) «Пограничный — Суйфэньхэ»: выделили с обеих сопредельных сторон землю, начали стройку. Однако уже к концу нулевых стало ясно, что и эта инициатива потерпела крах. Научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН, эксперт фонда «Хамовники» Иван Зуенко приводит два объяснения случившегося. Согласно первому, изменились отношения Москвы и регионов, самостоятельность локальных элит сошла практически на нет, к тому же приморские инициаторы проекта, обвиненные в экономических преступлениях, скрылись за рубежом, инфраструктура осталась невостребованной. По второму объяснению, не отрицающему первое, причина провала — в несоответствии ожиданий реальной экономической ситуации: ПТЭК на деле не предлагал бонусов, сколько-нибудь серьезно превышающих выгоды уже существующих каналов трансграничного обмена.

Полностью здесь.

Вам может быть интересно: