Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Поездка к евреям и старообрядцам Санкт-Петербурга в апреле 2018 г.

Фотографии
С 20 по 28 апреля 2018 г. в рамках проекта «Этнокультурные и межконфессиональные контакты между старообрядцами и евреями России в прошлом и настоящем» Г.В. БондаренкоМ.Б. Кизилов и Ю.М. Плюснин осуществили исследовательскую поездку в Санкт-Петербург. 

В результате были опрошены несколько старообрядческих священников, наставников и прихожан, сделаны интервью с исследователями старообрядческой тематики, проинтервьюированы члены еврейских общин. Как выяснилось, в Санкт-Петербурге еврейская и старообрядческая жизнь зачастую шла параллельно: в нескольких случаях синагоги и кладбища евреев находились рядом с храмами и некрополями старообрядцев. 

На старинном Волковском кладбище располагались еврейский и старообрядческий погосты; неподалеку (современная ул. Коли Томчака 19-21), на даче купца И. В. Киржакова, находился федосеевский женский скит, наставником которого в течение некоторого времени был еврей-старообрядец Исаак Александров. Этот интересный человек был этническим и религиозным евреем, в какой-то момент перешедший в старообрядчество. Он также проживал в с. Тосно, в молельне Корчагиных, а также в Витебской губернии; по сведениям представителей господствующей православной церкви, был убит в Колпине в 1880-ые годы. Был известен как борец с институтом брака среди федосеевцев. 

Далее, недалеко от знаменитого еврейского Преображенского кладбища (Александровская ферма) находится Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, принадлежащая старообрядцам Белокриницкого согласия. Общинный центр и синагога горских евреев (ул. Тверская 8) расположена стена к стене с поморским Храмом Знамения Богородицы. В течение какого-то времени евреям и старообрядцам вообще приходилось молиться в одном здании на Тверской 8. 

Нам удалось найти множество сведений о петербургских еврейско-старообрядческих контактах и конфликтах, случаях перехода в другую общину, межэтнических браках. Опрошенные нами респонденты также рассказали о еврейско-старообрядческих контактах за пределами Санкт-Петербурга.