Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Гаражная экономика. Казань

Фотографии
В Казани непосредственно в гаражах работают немногие. Небольшое количество производств в ГСК объясняется тем, что в пределах транспортной доступности находится промзона и «базы» с большим количеством свободных площадей, на которых и ведется деятельность: химчистки, производство окон и дверей, художественная ковка, магазины и кафе, памятники и ограды, перетяжка мебели, рекламные конструкции и т.п. 
В Вахитовском районе Казани основной массив ГСК построен в 80-х годах. За исключением одного, который построен в 90-х – двухуровневый, на 200 боксов. В нем как раз и ведется основная производственная деятельность – фасовка рыболовных приманок, рыболовный магазин, в котором их реализуют, два складских бокса с промышленными холодильниками, пять автосервисов, мойка. 
Но деятельность в ГСК все-таки есть. Как это часто бывает, это зависит от позиции и авторитета председателя ГСК. В одном кооперативе председатель, бывший милиционер, гасит всякую активность на корню – отключает электричество целой линии гаражей, если там есть промысловик. Поэтому в его ГСК нет никаких производств – все ставят машины или хранят вещи. В нескольких кооперативах есть проблемы с электричеством – там промысловики работают с помощью генератора. 
Председатель одного из ГСК Казани требует от тех, кто ведет предпринимательскую деятельность, оплачивать потребленную электроэнергию по тарифу для организаций, хотя сам за ГСК платит по тарифу для физических лиц. Разницу, естественно, кладет себе в карман. Председатель напирает на то, что большинство членов кооператива против ведения хозяйственной деятельности, но в разговоре выяснилось, что члены кооператива совершенно не против того, что в гаражах что-то делают. А председатель ворует взносы членов кооператива, выкупил десяток гаражей у пенсионеров и сам не платит за них взносы. В этом ГСК есть баня, производство окон, пошив чехлов для иномарок, автосервис, склад металлоконструкций, сварщик (варит печи на заказ) 
Пошив чехлов есть и в соседнем ГСК, где этим занимается бывший инженер. Его мать была швеей, поэтому он с детства умел и любил шить. «Всегда считал, что приду к этому, хотя мать говорила, что это не мужская работа». В начале 90-х он купил партию чехлов, которые хотел перепродать, но их нужно было перешить. Никто не взялся, поэтому он стал делать это сам. С этого и началось. Делал все на дому, но когда пошли большие объемы переехал в гараж, причем выбрал его в настолько удачном месте, что его уговорили сдавать этот гараж под магазин запчастей за 30 тысяч в месяц. Сейчас он переехал в другой гараж, убрал ворота, утеплил его и вставил пластиковые окна. А еще выкопал подвал, сделал там туалет и отопление. Обороты более 100 тысяч в месяц. Заказов очень много – работает по 12 часов каждый день. Есть один рабочий и периодически помогает жена. Приходили два ученика, он платил им деньги, хотя говорит, что брать учеников не выгодно – нужно тратить на них время, за которое можно сделать значительно больший объем работы. Ткани берет на заводах, которые выпускают ткани для автомобильных салонов, использует мебельные ткани. 
В одном из кооперативов в собственности одного владельца находится 20 боксов, в которых работает 10 человек и имеется 3 вида бизнеса: автосервис, производство мебели и нанесение на мебель гравировки. Часть гаражей он перестроил: снес и на их месте построил двухэтажное капитальное строение. Над одним из гаражей надстроен второй этаж, в котором у него располагается офис. 
Проверяющие, приходящие к председателю, часто штрафуют за мусор и противопожарные мероприятия, но все гаражники сходятся в одном – заниматься такой мелочевкой, как они, никто не будет, если не случается «каких-то значительных косяков. Да и в этом случае госорганы дают возможность отмазаться». 
Охранник одного из кооперативов рассказал о том, что в одном из гаражей случилось задымление, приехали пожарные – потушили. Пришел следователь-дознаватель, и выяснилось, что в гараже лежало три автомата Калашникова, 70 патронов к ним, а в погребе росли 19 кустов марихуаны на гидропонике. Гараж, как схрон, - подтверждается многочисленными фактами и словами опрашиваемых: «Ну, кто полезет в чужой гараж? Делай, чего хочешь там». «Кто знает, чего в гаражах хранят? Пришел-ушел, а что там, никто не знает». 
Председатель одного из ГСК выкупил ряд, который выходит на дорогу. Старые ракушки снес и расстроил боксы под магазины – теперь сдает (магазин запчастей, строительных материалов) и строит еще тройной бокс под автосервис. 
Приватизация гаражей и земли без суда, в обычном порядке – система для Казани. В отличие от Тольятти и Нижнего, где исключительно через суд, т.к. советские документы на ГСК не признаются действующими органами власти. 
В гаражах, построенных для работников авиазавода, тоже есть активность. Охранник рассказал, что за арендой гаражей следит правление: арендодатель должен предоставить договор аренды в правление и сообщить планируемый род занятий арендатора. Если что-то не устроит правление, оно может запретить сдавать в аренду этим арендаторам, либо препятствовать осуществлению деятельности (отключать свет, не пропускать машины и т.п.). Это возможно из-за того, что «машины начинают часто заезжать в ГСК в час, в два ночи» или «слишком много непонятных людей начинает лазить тут». После отключения электроэнергии, арендатор зачастую съезжает. 
Решение вопросов с контролирующими органами (экологи, пожарники) идет через неформальные каналы: «пожарники тоже люди – ходят в баню, трахают девочек», «если что-то случится, то будем искать ходы, связи. Внезапно окажется, что с пожарником у нас есть общие знакомые, родственники», «не знаю, у меня родители решают вопросы – мы пожарникам помогаем, они – нам». Налоговые органы даже не связываются с таким видом экономической активности, предпочитая ловить крупных неплательщиков: «да им не выгодно заниматься нами – им легче кого-то крупного поймать», «может быть, для показателей кого-то из мелких и показательно поймают, но это редкость», «сдавал я гараж, кто-то на меня настучал, и пришлось в налоговую идти. Ну, там я объяснил, что в гараж у меня друг машину свою ставит и вопросы отпали». 
Строительство двухэтажных боксов нужно согласовывать либо с соседями по линии, либо с ГСК (в случае сильного правления) – это два основных вида согласования. В то же время, контролирующие органы никак не отслеживают этот процесс или закрывают глаза.