Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Евреи и старообрядцы IV: Отчет о поездке на Украину

Проект "Этнокультурные и межконфессиональные контакты между старообрядцами и евреями России в прошлом и настоящем".

Фотографии
Евреи и старообрядцы IV: Отчет о поездке на Украину 

С 18 по 27 июля 2018 г. в рамках проекта «Этнокультурные и межконфессиональные контакты между старообрядцами и евреями России в прошлом и настоящем» Г.В. Бондаренко осуществил исследовательскую поездку на Украину (Белая Криница, Липованы, Старая Жадова, Черновцы, Каменец-Подольский, Дунаевцы, Хотин, Винница, Житомир). 

На первом этапе поездки исследователь посетил Северную Буковину, территорию расселения русских старообрядцев, бежавших туда в XVIII-XIX вв. от преследований в Российской империи и переселявшихся из Валахии. Старообрядцы в этом регионе в основном жили в сельской местности, хотя еще с XIX в. в городской местности тоже сложились сильные общины. При этом среди горожан Черновцов и Хотина вплоть до Великой Отечественной войны был высок процент еврейского населения. Даже после войны и распада Советского Союза в этих городах сохранились еврейские общины. Религиозная жизнь как евреев, так и старообрядцев Северной Буковины стала возрождаться с начала 1990-х гг. На втором этапе поездки удалось посетить общины старообрядцев разных согласий Хмельницкой, Виницкой и Житомирской областей. Эти территории с конца XVIII века входили в т.н. черту еврейской оседлости Российской империи. При этом старообрядцы (поповцы и беспоповцы) проживали здесь бок о бок с евреями. Были собраны важные сведения об экономическом и культурном взаимодействии и взаимопощи старообрядцев и евреев на территории Украины как в прошлом, так и в наши дни. 

Белая Криница 
Село Белая Криница Черновицкой области имеет важнейшее значение для старообрядцев-поповцев России, Украины и Румынии. Именно здесь в 1846 г. греческий митрополит Амвросий присоединился к старообрядческой церкви и была восстановлена трехчинная иерархия. В Белой Кринице был посещен Успенский собор, монастырские строения и местное кладбище. В Успенском соборе, построенном в начале XX в. на деньги московских купцов-старообрядцев, три года назад началась реставрация, но в настоящее время работы заморожены по решению Министерства культуры Украины. Во время пребывания в селе исследователь взял несколько интервью у местных старообрядцев. В беседе с бывшим настоятелем Успенского собора, о. Сергием Бобковым, были затронуты проблемы взаимоотношения евреев и старообрядцев в советское время, когда и те, и другие подвергались гонениям за свои религиозные убеждения. Удалось пообщаться и со старыми прихожанками, которые сообщили подробности экономических отношений между старообрядцами Белой Криницы и еврейским населением ближайших городов Южной Буковины в довоенное время. Старообрядцы-садоводы Белой Криницы продавали свой урожай еврейским купцам румынских городов Сирет и Рэдоуц. 

Липованы, Старая Жадова 
Село это в предгорьях Карпат было заселено в XVIII в. старообрядцами из Белой Криницы, которым не хватало земельных наделов. Местность уникальна тем, что старообрядцы здесь смешались с украинцами (гуцулами и др.), переняли от них диалект, стиль иконописи и архитектуры. Деревянная церковь XVIII в. сгорела три года назад (возможно, имел место поджог). В этом году на средства местных меценатов была построена новая старообрядческая церковь. Во время моего пребывания в селе в церкви служил литургию архиепископ Киевский Никодим, на праздничную службу в честь Богородицы Казанской сошлись все жители деревни и окрестные старообрядцы. Удалось побеседовать с местными жителями, по воспоминаниям которых в довоенное время у старообрядцев были тесные бытовые и экономические контакты с евреями из соседней деревни Старая Жадова (ранее Жидово). В Старой Жадове было шесть еврейских шинков, которые служили центрами общения местных жителей, как старообрядцев, так и украинцев. Рядом с Липованами находилась лесопилка, хозяином которой был еврей из Старой Жадовы. На лесопилке работали в основном старообрядцы из Липован. В Липованах удалось записать интервью с выходцем из села, В.Т. Тимофеевым, потомственным старообрядцем, бывшим вице-мэром Черновцов. В беседе информант сообщил о взаимоотношениях своего деда с евреем-владельцем шинка, а также о своих деловых связях с евреями города Черновцы (и организацией «Хэсэд) в последние годы. 

Черновцы, Хотин 
Черновцы издавна были центром Северной Буковины, крупнейшим городом региона. Со времен правления либерального австрийского императора Иосифа II (1765-1790) как евреи, так и русские старообрядцы обладали гражданскими правами. В Черновцах я посетил бывший Еврейский дом и Музей истории евреев Буковины, где удалось установить контакты с исследователями истории евреев и Холокоста, получить доступ к базе данных музея (czernowitz.ehpes.ru). База данных содержит информацию по экономическим взаимоотношениям евреев и старообрядцев региона и случаем спасения евреев старообрядцами во время Холокоста. В Черновцах до войны функционировал также Липованский дом (принадлежащий Белокриницкой старообрядческой митрополии), он служил как духовным, так и экономическим центром для горожан-старообрядцев. В настоящее время В. Т. Тимофеев ведет переговоры с властями о реставрации и передаче задания историческим владельцам. В 1990-е гг. в Черновцах была открыта старообрядческая церковь (РПСЦ), община и сейчас многолюдна. В Черновцах я также посетил местную областную научную билиотеку, где удалось найти свидетельства экономических контактов евреев и старообрядцев в довоенное время. 
В древнем городе Хотин, который тоже удалось посетить, издавна живет еврейская община (синагога функционирует и сейчас). Крепкая старообрядческая (белокриницкая) община города поддерживает добрососедские связи с местным еврейским сообществом.  

Каменец-Подольский, Дунаевцы 
Старообрядцы белокриницкого согласия поселились в Каменце-Подольском не так давно, после Великой Отечественной войны. Церковь для общины была построена уже в 1990-е гг. В основном, нынешние старообрядцы Каменца – это переселенцы из села Пилипы-Хребтивские Хмельницкой обл. Из разговоров с этой группой старообрядцей выяснилось, что основные контакты с евреями у них были экономические и связанные с торговлей сухофруктами. Старообрядцы Пилипов-Хребтивских издавна занимались заготовкой сухофруктов и ездили продавать этот товар в центральные области России еще в советское время. К сожалению, не удалось выявить контактов между старообрядцами и евреями, традиционно жившими в Каменце-Подольском. 
В двадцати км от Каменца в городе Дунаевцы Хмельницкой области, где традиционно проживали евреи, удалось побеседовать со старообрядкой Галиной Антоновной Тимошковой, которая с 1950-х гг. дружит с еврейской семьей Надежды Ефимовны Тулоповой (Кривоносюк). Отец Н.Е. Тулоповой был председателем колхоза, где работали совместно евреи и старообрядцы. 

Винница 
Областной центр, Винница, издавна был местом расселения евреев. Старообрядцы белокриницкого согласия селились недалеко от своей церкви и кладбища. В Виннице я смог встретиться и побеседовать со старообрядческим архиепископом Киевским и всея Украины Никодимом и здешними прихожанами. В настоящее время можно говорить только о бытовых или рабочих контактах между старообрядцами города и уменьшившимся еврейским наслением. В центре «Хэсэд» в Виннице удалось связаться с организаторами и кураторами винницкого музея истории евреев и Холокоста. Были найдены документы, подтверждающие активное участие местных старообрядцев в спасении еврейских семей во время Великой Отечественной войны. 

Житомир 
В Житомире, в отличие от других украинских городов, которые нам удалось посетить, традиционно проживают старообрядцы-беспоповцы (поморцы). В наши дни Покровская старообрядческая церковь постройки 1820 г. (старейшая в городе) реставрируется. Во время посещения Покровской старообрядческой церкви поморского согласия удалось побеседовать с наставником, который сообщил, что староверы-поморцы спасали местных евреев во время Великой Отечественной войны. Также я посетил организацию «Хэсэд», расположенную на соседней улице, недалеко от поморской церкви. Сотрудники «Хэсэда» подтвердили информацию о помощи старообрядцев евреям в тяжелые годы войны и Холокоста. В областной Житомирской библиотеке мне удалось обнаружить уникальные свидетельства экономических и культурных контактов евреев и старообрядцев на территории Житомирской области.