Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Евреи и старообрядцы III: поездка в Брянскую область и Белоруссию

Проект "Этнокультурные и межконфессиональные контакты между старообрядцами и евреями России в прошлом и настоящем".

Фотографии
С 30 июня по 7 июля 2018 г. в рамках проекта «Этнокультурные и межконфессиональные контакты между старообрядцами и евреями России в прошлом и настоящем» Г.В. Бондаренко, М.Б. Кизилов и Ю.М. Плюснин осуществили исследовательскую поездку в Брянскую область (Новозыбков, Святск, Ардонь, Сураж, Клинцы, Злынка) и Республику Белоруссию (Ветка, Гомель, Углы, Бобруйск). 

На сей раз нашей исследовательской группой были избраны местности, население которых в XIX – начале ХХ вв. состояло преимущественно из старообрядцев и евреев, в то время как представители господствующей церкви практически всегда составляли меньшинство. В настоящий момент ситуация, конечно, изменилась: за исключением Бобруйска и Гомеля, евреи преимущественно покинули этот регион, в то время как старообрядцы также стали отходить от традиционной веры. Тем не менее, несмотря на эти негативные тенденции, до сих пор и евреев, и старообрядцев в регионе осталось довольно много. На этой сравнительно небольшой территории, с конца XVIII века входившей в т.н. черту еврейской оседлости, по-прежнему стоят многочисленные церкви и синагоги, кладбища, доходные дома и другие свидетели еврейской и старообрядческой истории этого региона. По этой причине наша поездка была более чем успешной, и нам удалось собрать огромное количество фактов, сведений, источников и т.п. по теме нашего исследования. Постараемся сообщить, что же именно мы видели и наблюдали во время поездки. 

Новозыбков 

В г. Новозыбкове нами были посещены Рождественско-Никольская церковь старообрядцев белокриницкого согласия (Русской Православной Страрообрядческой Церкви) и Спасо-Преображенский собор и женский монастырь Русской Древлеправославной Церкви (беглопоповского согласия). Настоятель Рождественско-Никольской церкви, о. Сергий Бедный, и активист общины и собиратель древностей Алексей Белас (оба – белокриницкого согласия) сообщили множество ценных сведений о контактах местных евреев и старообрядцев, случаях смешанных браков и многом другом. Уникальная деревянная Рождественско-Никольская церковь XVIII в. нуждается в реставрации: служба идет лишь в передней части храма. Особенно впечатлила собранная А. Беласом коллекция местной вышивки, рушников и рубах, а также архивных документов, среди которых некоторые имели отношение к теме нашего исследования. Крайне полезной также оказалось посещение местной библиотеки, где нам был предоставлен доступ к редкой и малоизвестной краеведческой литературе. Новозыбковская еврейская община и синагога, находящиеся в красивом здании XIX века, увы, были закрыты. По словам местных жителей, попасть туда можно только в субботу и воскресенье. Несмотря на заверения местных информантов о том, что отношения между этими двумя группами были доброжелательными, нами были обнаружены и сведения о том, что в Новозыбкове и в некоторых других небольших местечках старообрядцы все же принимали участия в погромах начала ХХ века. С другой стороны, здесь и в других местечках старообрядцы часто спасали евреев – как от погромщиков, так и от нацистов. На местном еврейском кладбище нами была обнаружена могила смешанной супружеской пары – еврейки и православного (вероятнее всего, старообрядца). В нашей практике это первый и уникальный случай, когда на еврейском религиозном кладбище можно встретить христианскую символику в виде восьмиконечного креста, в XIX в. распространенного преимущественно у старообрядцев. 

Святск 

Находящийся в зоне отчуждения после Чернобыльской катастрофы, Святск представляет собой настоящий ghost town: туда ведут старые потрескавшиеся асфальтовые дороги, тянущиеся посреди леса, выросшего на месте некогда процветавшего городка. По словам А. Беласа, еще несколько лет тому назад здесь стояли дома и церкви, а ныне – лишь руины и пепелище. А ведь некогда этот город был зоной интенсивных этнокультурных контактов, здесь находились 3 старообрядческих церкви и две синагоги. На местном кладбище есть мемориал жертвам Великой отечественной войны, где имена евреев находятся рядом с именами погибших старобрядцев. Старообрядцы были расстреляны немцами как вместе с евреями, так и после уничтожения евреев Святска. 

Сураж 

В Сураже нас ждала интересная встреча с Борисом Исааковичем Либенсоном, старожилом и собирателем древностей. От него мы, в частности, узнали о том, что евреи Суража во время войны бежали спасаться к старообрядцам близлежащей слободы Ардонь.  

Ардонь 

Поездка в Ардонь (ныне это пригород города Клинцы) закончилась для нас весьма неожиданно: нам удалось не только найти остатки уже практически исчезнувшей общины местных старообрядцев-федосеевцев, но и даже, после долгих и утомительных уговоров, разговорить начетчицу общины, Анну Петровну, женщину старше 80 лет, с ясным лицом, хитрецой в глазах и умом многознающего религиозного человека. Она, в частности, рассказала нам об одном случае смешанного брака старообрядца-федосеевца и еврейки. По словам А. Беласа, о том, что здесь еще остались следы старообрядческой общины, местным специалистам совершенно неизвестно. 

Клинцы 

В Клинцах мы посетили замечательную маленькую церковь Преображения Господня XIX века. О. Михаил Смирнов рассказал нам об отношениях между евреями и старообрядцами, а также о смешанных браках. По его словам, евреям, переходившим в старообрядчество в Клинцах в советское время, не читали положенный в таких случаях «чин отречения от иудейской веры», т.к. они ее не исповедовали, а были атеистами до присоединения к старообрядчеству. О. Михаил показал нам место бывшего старообрядческого кладбища, где расстреливали евреев и старообрядцев, как в сталинские времена, так и во время войны. Центральное кладбище Клинцов весьма своеобразно не только необычными формами репрезентации недавно усопших (что само по себе представляет интерес для исследователя намогильных памятников), но и смешанности захоронений представителей разных конфессий и толков. 

Злынка 

В Злынке нам удалось проинтервьюировать старообрядку «рабскóй веры» (федосеевку) Т.Ф. Скачкову, поделившейся детскими воспоминаниями и рассказами отца о расстрелах местных евреев во время Великой отечественной войны. По неподтвержденным сведениям, полученным также от старообрядческого монаха-скитника Григория, старообрядцев (и их детей) немцы заставляли рыть могилы для евреев.  

Ветка 

Белоруссия поражает своей удивительной «швейцарской» или «северокорейской» чистотой и радует почти поголовной наивной доброжелательностью жителей, вероятно, являющейся результатом отсутствия капиталистических стрессоров. Местечко Ветка, находившаяся на территории Речи Посполитой, с конца XVII в. была важным центром старообрядцев, приемлющих священство (поповцев). В наши дни духовная жизнь старообрядцев Ветки прервалась, хотя еще во время войны в городе была открыта церковь беглопоповского согласия. В Ветке мы осмотрели замечательный музей старообрядческого искусства и народного творчества, правда, общим замечанием было то, что все привезенные с Брянщины иконы автоматически записаны на выставке в качестве «школы Ветки», хотя, как отмечают искусствоведы, это не совсем так. В музее мы продуктивно пообщались с его директором, Т.Г. Нечаевой, предки которой по материнской линии были старообрядцами (белокриницкого согласия). Директор подарила нам двухтомник «Памяць» на белорусском языке, содержащий важные сведения по теме нашего исследования (в частности информацию о противоречивом конфликте между старообрядцами и евреями Ветки во время событий 1905 г.). 

Гомель 

После осмотра местных музеев, также содержащих старообрядческие материалы, мы вознамерились посетить местные старообрядческие храмы. Их сохранилось два, разных согласий. Увы, по разным субъективным причинам, о которых мы здесь не будем упоминать, проникнуть как в белокриницкий Ильинский храм, так и в церковь РДЦ (беглопоповскую) нам не удалось. Зато в еврейском «Хеседе» нас ждала большая удача: нам удалось проинтервьюировать А.Х. Овичинникову (еврейку по матери и старообрядку по отцу), а также местного историка-краеведа Ростислава Рогинского (в крещении Луку), перешедшего в РДЦ. Эти два кейса оказались, пожалуй, наиболее интересными в нашей поездке. 

Важную информацию о контактах староорядцев и евреев в деревне Огородня сообщила нам руководитель отдела фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля Т.А. Шода. 

Углы 

Перед посещением Бобруйска мы заехали в некогда старообрядческое село Углы, основанное и населенное поморцами (беспоповцами). После продолжительной беседы с местными жителями нам удалось найти местную активистку Анну Яковлевну и посетить с ее помощью моленную. Здание моленной постепенно приходит в упадок и собрания верующих там уже не проводятся. Анна Яковлевна с помощью брата, мужа и сына создаёт новую моленную напротив старой. К сожалению, поморская община в Углах практически уже не существует, а село заселяется дачниками из Бобруйска.  

Бобруйск 

В Бобруйске мы разделились: Г.В. Бондаренко посетил местную поморскую церковь Казанской Пресвятой Богородицы (всего в городе три поморских моленных), а М.Б. Кизилов и Ю.М. Плюснин посетили одну из местных синагог и «Хесед». Г.В. Бондаренко плодотворно пообщался с о. Матфеем Михайловичем Шиковым, наставником общины. В беседе речь шла о помощи старообрядцев евреям города во время войны, а также о контактах недавнего времени, ведь церковь была построена в бывшем еврейском квартале. Бондаренко посетил поморскую службу в честь праздника Рождества Иоанна Предотечи (sic), в то время как Кизилов и Плюснин пообщались в «Хеседе» с местными краеведами и общинными активистами М. Казакевич и И. Пукало.  

В качестве шутки сообщим, что открытием для нас также стал тот факт, что выходцем из г. Бобруйска был Шура (Александр Николаевич Уман), один из основателей группы Би-2, дававшей в день нашего отъезда из города бесплатный концерт на Бобруйск-арене. Под громкие звуки концерта исследователи покинули город и гостеприимное союзное государство. 

Подводя итоги: в рамках данной поездки было проведено ок. 15 глубинных интервью продолжительностью от 40 мин до 2 и более часов, собрано множество печатных изданий, сделаны копии с архивных и опубликованных местных источников, включая репринтные. В общем, было обнаружено несколько десятков случаев прямых контактов в прошлом и настоящем между евреями и старообрядцами – в виде смешанных браков, случаев прозелитизма, оказания помощи перед лицом смертельной опасности. Но самое важное, что бытовые, деловые и экономические контакты между представителями двух общин в этих местностях вообще оказались совершенно обыденным и повсеместным явлением. Нам сообщили неизвестные ранее исследователям случаи таких взаимодействий, например: беспроцентная (!) ссуда евреями старообрядцам, вооружённая охрана старообрядцами еврейских торговых караванов в Санкт-Петербург и Москву. 

В то же время, были зафиксированы и случаи негативного пейоративного отношения друг к другу и участия в погромах, записаны образцы народного фольклора и шуток (в основном, старообрядцев по отношению к евреям). Все эти материалы станут важной частью готовящейся по результатам проекта книги. 

Наша исследовательская группа выражает глубокую благодарность всем лицам, оказавшим нам неоценимую помощь в поездке и согласившимся дать интервью. Особая благодарность выражается Алексею Беласу за помощь в поездках в Новозыбкове и его окрестностях, а также иереям Сергию Бедному и Михаилу Смирнову за помощь, заинтересованность в нашем проекте и предоставление доступа в церковные здания в Брянской области.