Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Завершен проект «Практики выживания в России»

Фотографии
Главным мероприятием проекта стало проведение 2 – 5 августа 2018 года на базе Центра конного отдыха «Караван» (дер. Инино Калужской области) 4-го методологического семинара для действующих и потенциальных исследователей Фонда «Хамовники». 

В семинаре приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Благовещенска, Новосибирска, Кемерово, Тюмени, Казани и Ульяновска. Большинство участников мероприятия либо уже проводили исследования при поддержке Фонда «Хамовники» ранее, либо имеют действующие проекты. 

Цель проекта – создание условий для интенсивного и экстенсивного роста сущностных и методических знаний полевиков Фонда «Хамовники» посредством проведения совместного выездного мероприятия. Подобный формат уже зарекомендовал себя, поскольку, как правило, порождает лавинообразную качественную и количественную отдачу – в виде новых идей, новых проектов, новых исследователей. 

В ходе семинара участники постарались сформировать общий методологический и терминологический аппарат, обсудили содержание текущих проектов Фонда «Хамовники» и перспективных тематических направлений. 

Первый день начался с вступительного слова председателя экспертного совета фонда Симона Кордонского - он рассказал о ближайших задачах Фонда. Социологи Дмитрий Рогозин и Ольга Пинчук, ведущие проект «Этнография рабочего места», поделились результатами исследования и своими переживаниями относительно этики исследователя. Морально-этической дилеммой, в частности, оказалось включение или не включение в итоговую публикацию биографических материалов респондентов, пусть и анонимизированных. Заводчане, которых изучали участники проекта, легко распознают в них своих коллег. А исключение биографических деталей из книги, обедняет этнографический материал и рушит структуру повествования. Дмитрий Рогозин поведал также о классификации интервью с помощью метода веерных матриц Кордонского и перспективности этого для социальных исследований в целом. 

Исследователь, журналист и политолог Михаил Чернов рассказал о трудностях работы в закрытых сообществах. В связи с завершением проекта «Этно-социальный потенциал территории: жизненные установки и экономическое поведение населения Еврейской автономной области» исследователи планировали приступить к изучению еврейских репатриантов, переехавших из СССР и России в Израиль, но фрагментированность и закрытость поля, а также табуированность некоторых тем в Израиле, представляют для исследователей значительные трудности. 

Практики выживания населения на Алтае описал Артемий Позаненко. В ходе нескольких экспедиций ему удалось побывать во всех районах Республики Алтай, взять большое количество интервью у ключевых информантов (охотники, промысловики, скупщики, местные власти) и выстроить четкую структуру промыслов, позволяющих населению выживать в условиях естественной природной и само-изоляции. 

Практиками невербального поведения в ходе интервью поделился социолог из Майкопа Вячеслав Плюснин. В ходе одного из полевых интервью он копировал жесты эвенка-шамана, чтобы расположить его к себе, а респондент, увидев это, подумал, что интервьюер хочет украсть его шаманскую силу. 

С 1 июня 2018 года в России для подсудимых законодательно вводится возможность быть судимыми судами присяжных на уровне районных судов общей юрисдикции. Научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского Университета в Санкт-Петербурге Екатерина Ходжаева рассказала о начале исследования этого процесса и возможных изменений в адвокатской, судебной и прокурорской работе в связи с этими нововведениями. 

Александр Павлов из Ульяновска рассказал о практиках выживания через освоение инфраструктурных ресурсов, находящихся вблизи населенных пунктов: нефте- и газопроводов, слаботочных электрических сетей и высоковольтных линий электропередач, лесов, полезных ископаемых. Он предложил создать сервис, который бы выстраивал гипотезы о способах выживания населения на местах с помощью фотографий местного ландшафта, коммуникаций и т.п. 

Промысловой экономике, экономике выживания вдали, но под присмотром государства, посвящено исследование «На краю государства: экономика частного неформального природопользования на Севере и Дальнем Востоке». Дальневосточный социолог Татьяна Журавская рассказала о формальных и неформальных практиках золотодобычи на Дальнем Востоке. Исследовательница побывала в сезон золотодобычи в изолированном, труднодоступном поселке, вся жизнь которого связана с добычей драгметалла, и изучила процесс от получения разрешения на разработку месторождения (или нелегальной работы) до сбыта готовой продукции. 

«Ресурс – родная земля» - так называется проект Ольги Фадеевой из Новосибирска и Егора Быстрова из Тюмени. Исследователи рассказали о том, что общедолевая собственность на землю за Уралом доминирует, что властями отдельных регионов Сибири поставлена задача 85% всей земли к 2020 году поставить на кадастровый учет. При этом на текущий момент, по данным экспертов, поставлено на учет не более 20% земель. Ольга Фадеева рассказала также об исследовании татарских и русских деревень в Татарстане и соседних Поволжских регионах, институтах самообложения и землячества.  

Александр Давыдов из Кемерово рассказал о проекте «Промысел заказных учебных работ». «Лучше делать заказные работы по тем темам, в которых ты не разбираешься», «нужно стараться сделать не сильную работу, чтобы она была похожа на студенческую», «постоянным студентам, которые заказывают работы каждый год и развивают одну и ту же тему, большие скидки» - эти тезисы и описания изнанки рынка заказных рефератов, курсовых и дипломных работ вызвали бурные споры и даже вопросы в формате претензий со стороны преподавательского сообщества. 

Кроме того, Александр рассказал о суровых буднях обычного православного прихода: строительстве храма и обустройстве территории, обеспечении прихода всем необходимым, смене священников и помощи паствы.  

Результатами исследований сферы социальной защиты и социальной работы поделились Ирина Григорьева и Ольга Пинчук. Про практики адаптации и обустройства украинских беженцев с Донбасса в Сибири рассказала новосибирский социолог Алла Анисимова. По воспоминаниям беженцев, в Россию они ехали «как домой, на родину». На деле же оказалось, что работы для большинства из них нет, получить гражданство или вид на жительство легальным способом крайне трудно, государственная поддержка беженцев отсутствует. 

В 2018 году услугами микрофинансовых организаций воспользовались около 8 млн. россиян. Работу микрофинансовых организаций и их роль в жизни жителей малых городов исследовал Михаил Олянчук. Он рассказал, что ежегодные обороты МФО, по данным официальной статистики, составляют более 120 млрд рублей в год, а реально – в 3-4 раза больше. В малых городах именно микрофинансовые организации, а не друзья и знакомые, являются источником финансов, которым люди пользуются, чтобы «перехватить» деньги до зарплаты. 

Юрий Плюснин и Григорий Бондаренко в ходе нескольких полевых выездов в рамках проекта «Этнокультурные и межконфессиональные контакты между старообрядцами и евреями России в прошлом и настоящем» разыскали примеры межконфессионального сотрудничества: старообрядцы охраняли еврейские торговые караваны, ссуживали друг другу деньги без процентов, а во время войны старообрядцы спасали еврейское население от физического уничтожения. 

Будущий проект Светланы Амосовой и Марии Вятчиной связан с евреями в кооперативной системе в годы СССР. Исследования в этой области только начинаются, но результаты предварительных изысканий позволяются говорить о некой специфике евреев-кооператоров. 

Все материалы этого проекта доступны на сайте Фонда «Хамовники», странице фонда в Facebook.