Завершился проект «Гаражная экономика в российской провинции». Целью проекта было всестороннее описание феномена «гаражной экономики».
«Гаражная экономика» - уникальный феномен российской повседневности, который практически никак не проявляется в информационном поле, не находит прямого отражения в официальной статистике, кажется невидимым для государства, но который отлично известен на обыденном уровне.
В ходе проекта были решены основные задачи исследования:
1) Выявлен и описан социальный портрет современного провинциального «гаражника»: социально-экономический, мотивационный аспекты;
2) Описаны и систематизированы виды и объемы деятельности «гаражной экономики», создана типология видов деятельности «гаражников»;
3) Выявлены и описаны механизмы деятельности гаражных промыслов на различных уровнях: внутри промысла, с «себе подобными», с органами власти;
4) Выделены закономерности географического распределения таких промыслов.
Для решения поставленных задач был разработан инструментарий, с помощью которого была проведена оценка объемов «гаражной экономики» в регионах. В рамках проекта дано полноценное описание феномена и типологии видов предприятий «гаражной экономики» как в статике, так и во взаимодействии с другими субъектами экономической жизни, произведена оценка будущего развития феномена.
Всего было обследовано 13 городов в 9 регионах России (Анапа, Нижний Новгород, Рузаевка, Пенза, Саратов, Энгельс, Ульяновск, Димитровград, Тольятти, Казань, Набережные Челны, Камские Поляны, Пермь), а в экспедициях собрано более 120 интервью с представителями гаражного сообщества («гаражниками», председателями, бухгалтерами, охранниками и рядовыми членами гаражно-строительных кооперативов).
Как и предполагалось на начальном этапе, одновременно с проведением основного исследования собиралась информация по близким к «гаражной экономике» феноменам — надомникам, кустарям-одиночкам (включая фрилансеров). Это позволило более качественно оценить роль «гаражной экономики» в структуре современной промысловой деятельности.
К проекту удалось привлечь внимание представителей СМИ (в том числе и с помощью публикаций исполнителей проекта). Всего по тематике проекта было опубликовано больше 30 статей и более 10 ТВ-сюжетов. Кроме того, опубликовано 2 научных статьи в журналах РИНЦ. Все публикации доступны на
сайте фонда «Хамовники».
Полные результаты проекта опубликованы в монографии «Гаражники», вышедшей в издательстве «Страна Оз» в июне 2016 года.