Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Завершен первый этап проекта "Учет интересов местных сообществ и ландшафтных особенностей в практике территориального планирования муниципальных образований на примере сельских территорий Тюменской области"

На первом этапе реализации проекта решались задачи по разработке и апробации методологического аппарата исследования, сбору и анализу материалов. Также проведено три экспедиции в удаленные сельские поселения.

Разработка методологического аппарата исследования: 

Постановка проблемы. 
Территориальное планирование (ТП) является одним из ключевых инструментов обеспечения устойчивого развития сельских поселений. В документах территориального планирования устанавливаются функциональные зоны поселений, определяется планируемое размещение объектов федерального, регионального и местного значения, т.е. таких объектов, которые могут оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие территории. Таким образом, в документах ТП раскрывается потенциал поселения и основные направления его развития. Генеральные планы поселений утверждаются на срок не менее чем двадцать лет и являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления. 
Территориальное планирование возможно рассматривать как институт, существование которого обусловлено необходимостью сведения различных экономических, социальных, политических, экологических, культурных иных интересов различных акторов (власти, бизнеса, социальных групп и т.д.) в процессе выработки стратегического плана развития населенных пунктов. 
Согласно российскому законодательству, одним из главных условий территориального планирования является учет интересов граждан и их объединений. Однако в ситуации, когда администрации сельских поселений и муниципальных районов де-факто встроены в вертикаль исполнительной власти региона, участие граждан в ТП носит формальный характер. В практике ТП власти руководствуются ведомственными интересами, часто игнорируя особенности ландшафтов, образующих территорию муниципальных образований, а также особенности социально-экономической деятельности местного населения. 

Общая цель: описание и анализ практик территориального планирования сельских поселений и муниципальных районов Тюменской области на предмет учета интересов местных сообществ и ландшафтных особенностей территорий. 

Исследование состоит из трех блоков: 

1. Учет ландшафтных особенностей в территориальном планировании. 
Цель состоит в том, чтобы определить, насколько учитываются особенности окружающей среды при территориальном планировании, и насколько этот учет/неучет связан с экологическими проблемами территории. 
Ландшафтный подход к пространству заключается в рассмотрении территории как совокупности природных территориальных комплексов (геокомплексов, геосистем, ландшафтов в широком смысле). ПТК различаются по составу ключевых компонентов, характеру связей между ними, ценности, а главное, степени уязвимости к различным видам внешнего воздействия. С это точки зрения экологический кризис представляет собой «территориальный конфликт, отражающий пространственные аспекты деградации … ландшафта и пространственную напряженность, порожденную экологическими коллизиями», т.е. конфликт между базовыми условиями ландшафта и производственной (а также любой иной) деятельностью человека, не учитывающей эти условия. Отсюда методика исследования: составление ландшафтных карт территорий и их сопоставление с уже существующими схемами территориального планирования и/или генеральными планами муниципальных образований, что позволит выявить существующие и потенциальные конфликты. 

2. Учет культурно-ландшафтных особенностей в территориальном планировании. 
Если мы отойдем от узкого физико-географического определения понятия «ландшафт» как природно-территориального комплекса, то обнаружим, что на территории юга Тюменской области, где хозяйственное освоение продолжается уже несколько тысяч лет, множество ландшафтов по факту являются совместным произведением природы и человека. Таким образом, они представляют собой ландшафты «культурные». Иначе, это природная среда, измененная человеком и обладающая высокой экономической и/или культурной ценностью для местного сообщества, одна из основ сложившегося хозяйственного уклада и локальной идентичности. 
Некоторые компоненты несут ландафтообразующую функцию. Это могут быть как антропогенные (памятники архитектуры, культовые и исторические объекты – например, средневековые погребения бухарских шейхов – для Заболотских татар), так и природные объекты, например, река Иртыш – для сел Уватского и Тобольского районов или озеро Большой Уват - для Вершинского сельского поселения Вагайского района. 
Таким образом, еще одна составляющая исследования – оценка того, насколько учтены в территориальном планировании элементы «культурного ландшафта». 

3. Третий блок посвящен анализу института территориального планирования с точки зрения вопросов местного самоуправления. Мы хотим: 
  • описать процесс принятия решений в ходе ТП, выделив основных акторов, их интересы, механизмы взаимодействия и пр.; 
  • выявить факторы, обуславливающие проблемы взаимодействия и согласования интересов между ОМСУ и региональными, федеральными органами власти; 
  • оценить степень вовлеченности населения в систему территориального планирования муниципальных образований. 
Для этого используются два метода: 
1) Включенное наблюдение за публичными слушаниями и анализ протоколов по уже прошедшим слушаниям. 
2) Полуструктурированные интервью с главами сельских поселений и специалистами районных администраций, в ходе которых происходит сбор проблемных кейсов. 

Таким образом, как указывалось выше, мы рассматриваем территориальное планирование как институт, существование которого обусловлено необходимостью сведения интересов власти, бизнеса и различных социальных групп. Наша цель – определить, как этот институт работает и насколько эффективно. При этом критериями эффективности выступают:
  • развитие потенциалов территории; 
  • учет ландшафтных особенностей; 
  • учет интересов местных сообществ. 
Полевые исследования 
В целях апробации социологического аппарата исследования, а также охвата полевыми исследованиями труднодоступных территорий (т.н. Заболотье) в течение первого этапа реализации проекта было проведено 3 экспедиции в сельские поселения Тобольского, Вагайского и Уватского муниципальных районов Тюменской области: 
  • Тобольский район (2-6 февраля 2015 г.): Абалакское, Ачирское, Башковское, Загваздинское, Кутарбитское, Лайтамакское, Малозоркальцевское, Надцынское, Полуяновское, Сетовское сельские поселения. 
  • Вагайский район (25-26 февраля 2015 г.): Аксурксое, Вершинское, Дубровинское, Зареченское, Карагайское, Тукузское сельские поселения.
  • Уватский район (26-27 марта 2015 г.): Алымское, Демьянское, Красноярское, Соровое, Тугаловское сельские поселения. 
Таким образом, экспедиции охватили 21 сельское поселение. Проведены интервью с главами сельских поселений, а также специалистами отделов градостроительной политики районных администраций. 

Иные мероприятия: 
  • Проведена презентация проекта на рабочем семинаре фонда "Хамовники" (г. Тюмень, 5 апреля 2015 г.)
  • Проведена презентация проекта на съезде Совета муниципальных образований Тюменской области 21 апреля 2015 г., мероприятия проекта включены в план работы Совета на 2015 г.