Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Завершен первый этап проекта «Конструктивная роль неформальных отношений в системе государственного и муниципального управления».

Наименование этапа: Проведение медиа-исследований по тематике проекта, первичное выявление проблемных зон

Фактические результаты I этапа оказались значительно успешнее запланированных. Изучение статей местных средств массовой информации позволило получить богатую фактуру, составить черновые классификации (которые необходимо уточнять и расширять по итогам дальнейшей полевой работы), сформулировать дополнительные вопросы для полевого этапа и уточнить имеющиеся. 

О кладбищах 
Согласно проведенному исследованию (анализ научной литературы, официальной статистики и материалов средств массовой информации), примерно 90-95% кладбищ в России не имеют никакого юридического оформления. Это связано не только с отсутствием у муниципалитета средств на проведение процедур межевания и постановки на кадастровый учёт, но и с наличием в нормах земельного законодательства физически невыполнимых требований (например, касающихся размера вновь образовываемых земельных участков). 

О дорогах 
Выявлены 2 основных источника появления дорог, сегодня являющихся бесхозяйными. Первый – ведомственные дороги, скидываемые с балансов государственных предприятий и органов власти в 90ые годы как непрофильное имущество. Предполагалось, что их примут муниципалитеты, однако у органов местного самоуправления не было стимулов оформлять такую инфраструктуру (финансирование не зависело от протяженности дорог, а издержки на оформление и ремонт пришлось бы нести). Второй источник – улицы внутри населенных пунктов, особенно придомовые проезды и проулки. Они оказались бесхозяйными в процессе приватизации многоквартирных домов – жильцы часто считали, что ответственность за эту территорию должен нести муниципалитет и не включали её в границы приватизируемого участка. Муниципалитет уверен, что за придомовые территории должны отвечать сами жильцы, и не оформлял их на себя. В преобладающем большинстве случаев бесхозяйными оказываются «пограничные» дороги. «Пограничность» в данном случае означает, что физическое пространство дороги находится на границе между объектами разной административно-территориальной или ведомственной принадлежности, между объектами различных форм собственности.  

О свалках 
Объекты в этой сфере можно разделить на 2 типа: 1) действительно несанкционированные стихийные свалки, 2) довольно давно (как правило, с советских времён) функционирующие городские (чаще всего) свалки, вывоз мусора на которые санкционирован местными властями, но земельный участок под которыми не вполне корректно оформлен. Однако в материалах отсутствует первичная аналитика или хотя бы описание контекстной фактуры – причины неформления свалок (кроме финансовых), организационное устройство сферы сбора, вывоза, утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов. 

О неформальных нормах 
Появление неформальных практик в условиях отечественного одновременно избыточного и пробельного законодательства оказывается неизбежным – зачастую без вымещения части решения (или всего процесса решения) проблемы в неформальную зону разобраться с ней оказывается невозможным (по формальным причинам – всегда найдутся ограничивающие / запретительные) нормы. 

На основе разных вариантов сочетания 1) внешних норм (внешней регламентации, формальных институтов) и 2) самоорганизации, самоуправления (неформальных норм) разработаны 9 базовых аналитических типов (само)управления (по степени «серости»). 

Один из любопытнейших выявленных в СМИ кейсов заключается в том, что «верхушка системы», Президент РФ, в условиях ЧС даёт сигнал не подходить к проблемам людей формально (а именно так и должны действовать муниципальные служащие, чтобы избежать упрёков в коррупции). Иными словами, в отдельных случаях управленческий центр сам легализует неформальный подход, чем закрепляет его в принципе.