Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Уральские марийцы: далекие и близкие

https://www.idelreal.org/a/29575161.html?fbclid=IwAR0kHhTweMEH7xUk4K_Y48TZEwrSxvWz_A3tdG7esWb3Fb6v6uv-cq-4Xj0

Хэллоуин, который широко отмечают на Западе да и в России, у многих ассоциируется со смертью и чем-то сверхъестественным. Считается, что этот праздник восходит к древним языческим традициям поминовения умерших предков, но его связь со своими корнями давно утеряна, и сегодня Хэллоуин — лишь повод для карнавала. Между тем в культуре некоторых современных финно-угорских народов — например, марийцев — эта связь, кажется, жива по сей день, и их традиции могут многое поведать нам о древних представлениях людей о мире.

Фотографии
После падения Казани в 1552 году марийские земли вошли в состав Русского государства, а часть непокорившихся марийцев бежали от поборов и крещения на восток. Сегодня их потомки, восточные марийцы, живут в Удмуртии, Пермском крае, Башкортостане, Свердловской области. На протяжении года фотографы Александр Сорин и Федор Телков и антрополог Наталья Конрадова исследовали культуру самой восточной группы марийцев — уральских. При поддержке фонда "Хамовники" они создают мультимедийный проект "Воплощение памяти. Урал мари", в рамках которого будет издана книга и появится онлайн-архив с сотнями фотографий, различных видеоматериалов и текстов.  

Как говорят авторы проекта, финно-угры, к которым относятся марийцы, это настоящие евразийцы, заселяющие и соединяющие Европу и Азию. Поэтому и выставки в рамках проекта пройдут в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске — в европейской, азиатской частях страны и на границе, где и живут уральские марийцы. "Idel.Реалии" поговорили с Натальей Конрадовой и Александром Сориным об этой удивительной группе марийского народа — об их истории и самобытности, древней традиции "кормления мертвых" и славе колдунов, а также о реконструкции "марийскости", синтезе культур и универсальности их представлений о жизни и смерти.

Полный текст здесь.