Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Жили-поживали

https://lofficielvoyage.ru/gde-to-tam/shili_pozhivali/?fbclid=IwAR2tySv5XR4gd3K9zNub2ESd0Z9SbJ_EVqFgGVyF5F7csqnNXspF-w8ydDU

Сто лет назад марийцы вернулись к официальному названию своего народа: вместо закрепившегося в России «черемис» вновь стали именоваться «марий». И сегодня марийцы хранят свой язык, фольклор и костюмы. Особенно те, кто в XVII веке уехал на Урал, подальше от русской колонизации.  


Антрополог Наталья Конрадова и фотографы Александр Сорин и Федор Телков – авторы научно-популярного проекта «Урал мари. Смерти нет», реализуемого при поддержке фонда «Хамовники». По материалам их экспедиций в марийские деревни будет издана книга, подготовлена выставка и открыт мультимедийный онлайн-архив.

Фотографии
Уральские марийцы хранят и некоторые древние верования, и национальные костюмы, сделанные много лет назад, и песни, исполнявшиеся бабушками и прабабушками. В каждой деревне есть свой коллектив, который разучивает песни и исполняет их на районных и областных конкурсах. Случайный турист не уловит в этих выступлениях ничего, кроме банальных притопов и прихлопов. Народную культуру так долго пропагандировала советская власть, что нашему современнику она не кажется чем-то ценным. Однако марийцы и не ставят цель пропагандировать свои традиции среди туристов: они выступают сами для себя и для своих соседей, таких же марийцев. 

МАРИЙЦЫ 
Первое упоминание о марийцах содержится в письме хазарского кагана Иосифа (960), который назвал «цармис» среди народов, плативших ему дань. В русских летописях черемисы впервые упомянуты в начале XII века: «На Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык». Одним из первых решений, принятых на Национальном областном съезде мари в Казани в феврале 1918 года, стало решение использовать для нации самоназвание «марий» («муж», «мужчина», «человек» на языке мари) вместо «черемис», повсеместно использовавшегося в Российской империи. Последние сто лет слово «черемисы» марийцы считают для себя оскорбительным.

Полный текст здесь.