Миссия фонда

Сделать доступным независимое знание, основанное на социальных научных исследованиях:  на фактах и статистике, а не на идеологии, образах и клише.

 

Семинар в Санкт-Петербурге

http://sociologists.spb.ru/events/995-meropriyatie-1

Фотографии
20 апреля 2015 г. на факультете социологии СПбГУ состоялся очередной теоретический семинар секции «Социальные проблемы труда». Формат встречи был несколько необычным. Заседание было посвящено презентации и обсуждению международного научно-исследовательского проекта «Институционализация сапожного ремесла в современном городском пространстве: на примере Санкт-Петербурга (Россия) и Мумбаи (Индия), финансируемого Фондом поддержки социальных исследований «Хамовники». Участниками проекта, учеными факультета социологии СПбГУ Веселовым Ю.В., Карапетяном Р.В., Синютиным М.В. на факультет социологии СПбГУ были приглашены члены исследовательского коллектива из Индии, ученые Государственного университета Мумбаи Балкришна Витхал Бхосале и Прасенжеет Хариш Кхандерао. Цель совместной встречи состояла в том, чтобы обсудить результаты проводимого в течение года исследования в Индии и Санкт-Петербурге и поделиться ими с социологами Санкт-Петербурга. 

Заседание привлекло внимание многих ученых, а также учащихся вузов города.  

С докладом – лекцией выступил профессор государственного университета Мумбаи, доктор Балкришна Витхал Бхосале на тему: "Ремесло в социальной структуре индийского общества». Докладчик сосредоточил свое внимание на социальном портрете ремесленника в Индии, представив наиболее типичные его характеристики. Ремесленники Индии, и сапожники не являются исключением, а скорее подтверждают правило, занимаются неформализованной трудовой деятельностью. 90% в экономике Индии – неформальная занятость, никак не регулируемая государством. Но, все же, регулируемость существует, и достигается она за счет кастовых норм и правил, которые институционализируют ремесло, создавая определенный регламент и порядок ремесленной деятельности, общения с другими ремесленниками, с покупателями, властью и т.д. Кастовая система распространяется на все профессиональные занятия, в том числе и на сапожное ремесло. Аргументацией высказанных положений стали многочисленные примеры, приведенные индийским ученым по результатам совместного исследования сапожного ремесла. Представленная информация вызвала живой интерес у участников встречи.  

Дискуссия развернулась во второй части заседания, научно-практическом семинаре на тему: "Сапожное ремесло в современном городском пространстве: на примере исследований Санкт-Петербурга (Россия) и Мумбаи (Индия)". В основном диалог строился вокруг определения тождеств и отличий сапожного ремесла в Индии и в России. Так, например, обсуждались вопросы организации труда. И российские, и индийские сапожники используют практически одинаковые орудия труда, но первые обязательно работают в мастерских, а вторые исключительно на улицах. И те, и другие, безусловно, интегрированы в городское экономическое и социальное пространство. Для российских (петербуржских) сапожников это социальные сети, как правило, в рамках этнических диаспор, а для индийских – это принадлежность к касте сапожников. Но что является безусловным объединяющим началом, так это профессиональные знания, которые представителями сапожного ремесла Индии и России всегда определялись в качестве важнейшего условия успеха.  

Практически все присутствующие приняли участие в дискуссии, которая продолжалась более полутора часов. В заключение собравшиеся отметили высокое качество представленного исследования и его результатов. Были высказаны пожелания продолжить изучение сапожного ремесла в других странах, а также опубликовать по уже полученным результатам монографию.